VS
Идея сравнить эти регионы с точки зрения каякера не нова. Так или иначе многие задавались вопросом: «Куда мне поехать этим летом покататься на лодке, чтобы было круто?». И Сибирь и Норвегия имеют одинаковую сезонность: с мая по сентябрь. Оба давно обжиты каяк-бомжами и найти компанию для поездки - не проблема. Оба раскручены и распиарены так, что дальше некуда.
Я провел в Сибири (я говорю об Алтае и Саянах – самых популярных местах для каякинга) в общей сложности около года, в Норвегии – месяц, и хотел бы написать, что же отличает их, и почему стоит предпочесть то или другое. Буду оценивать разные аспекты, важные для каякера, по десятибалльной шкале для обоих регионов.
Примечание: в этой статье я не сравниваю команды, с которыми я путешествовал, а только регионы.
Whitewater content
Сибирь 6 баллов
Норвегия 9 баллов
Реки Сибири – это бигвольюм, за редким исключением. Вобщем-то, все они похожи: расход более 30 кубов, небольшой уклон, пороги образованы камнями, упавшими в русло. Реки длинные, и можно всласть наиграться в экспедишн-каякинг. Исключения можно пересчитать по пальцам: Куркуре на Алтае, Билюты и Эхе-Гол в Саянах.
Сибирь огромна, и переезды между сплавными участками занимают много времени, приходится порой таскать лодки на спине.
Мажойский каскад на Чуе. Наверное, лучшая белая вода в России
Легендарный Нижний Башкаусю Порог Ключевой
Норвегия – другое дело. Я часто ловил себя на том, что плаваю по рекам-близнецам алтайских и саянских рек. Амот на Шое – это как Моткины щеки на Китое, Участок Граура на Дриве в большую воду – Мажойский каскад. Playrun на Шое – средняя Катунь, Лаген похож на Башкаус. Шоли – на Варзоб.
Но еще чаще я сталкивался с реками, которые не с чем сравнить в России, Средней Азии или в Непале: Стордальсельва с ее водопадами must-run и слайдами, Форра, где каждый слив надо разведывать, Нижняя Раума – вообще что-то невероятное. Видя препятствие с перепадом выше четырехэтажного дома, видя линию движения в нем, мне приходилось заставлять себя верить, что ЭТО можно ездить. Сложные реки Норвегии требуют от райдера быстрее соображать и четче держать линию, чем сложные сибирские реки. Просто набрать в легкие побольше воздуха и еб..нуть срань уже не получится.
Здесь можно найти ЛЮБУЮ реку! Расход от 3 до 500 кубов, невероятные уклоны (например, на попсовой и заезженной Уле средний уклон участка Waterfall Run составляет 65 м/км), водопады (их тысячи, на любой вкус), слайды (в России таких препятствий почти нет), ну и обычные пороги, образованные камнями. И вся эта радость в огромном количестве на расстоянии часового переезда на машине друг от друга. В гайдбуке, охватывающем далеко не всю Норвегию, описано более 70 рек. За месяц там я проехал 20 рек (на некоторых реках было по нескольку секций), а за два с половиной месяца в Сибири в 2009 году – только 18.
Кстати, многие норвежские реки пригодны для сплава на катамаранах. Из того, что я видел, это Лаген, Шоя, Дрива, Отта, Бовра. При внимательном изучении гайдбука можно найти еще много хороших речек для больших надувных лодок.
Слайд на Уле. Ничего похожего я до Норвегии не видел. Фото Вани Чудакова
Логистика попадания в регион
Сибирь 5 баллов
Норвегия 5 баллов
Эта часть статьи актуальна для каякеров Среднерусской возвышенности.
В Сибирь можно дешево приехать поездом или быстро, но дорого прилететь самолетом. Цена внутренних перелетов в России необоснованно завышена. Для того, чтобы поехать в Сибирь, не нужно никаких пермитов и виз. Можно хоть сейчас сорваться и поехать.
В Норвегию можно прилететь (дешевле, чем в Сибирь) или приехать на своей машине. Это занимает 2 дня из Москвы. Со своей тачкой удобно, комфортно и относительно не дорого Из приколов: граница с Шенгенской зоной и паром.Ну и, конечно же, необходимость получать визу. В первый раз процесс непредсказуем, и можно пролететь. Дальше проще, но шутки посольства в виде порезанного срока пребывания возможны.
Логистика на месте
Сибирь 3
Норвегия 5
Чтобы перемещаться между реками Алтая и Саян потребуется нанимать машину на месте. Это не дешево. Переезды динные, могут занимать по нескольку дней. Если любишь автотуризм – то это твой вариант, а если хочешь кататься на лодке, то времени, потраченного на переезды, будет очень жалко. На многие реки надо идти пешком.
В Норвегии единственным разумным средством перемещения на месте будет своя машина. Прокат возможен, но крайне дорог. Но если тачка под боком, то все очень просто. Реки расположены очень близко друг к другу и дорожная сеть отлично развита. Это позволяет проезжать по 2-3 секции на разных реках в день, а переезды между ними редко занимают больше часа.
Если бы в сравнении участвовал еще Центральный Непал, то он получил бы оценку 7. Там можно легко и дешево перемещаться между реками на общественном транспорте.
Климат
Сибирь 8
Норвегия 6
Алтай и Саяны сильно южнее и климат там резко континентальный. Температура в среднем градусов на 10 выше, чем в Норвегии. Сухо, солнечно. Но иногда бывают и заморозки со снегом. Не часто, но бывают.
Норвегия – северная страна с морским климатом. А это значит большое количество осадков и весьма нежаркую погоду. Ситуация с трехдневным моросящим мерзким дождем вполне стандартна. Конечно, проблема климата решается снаряжением и размещением в кемпингах, но тем не менее бомжевать приятнее на Алтае.
А еще приятнее в Непале. Осень и весна там - это твердая десятка за климат.
Достопримечательности
Сибирь 8
Норвегия 8
Повтыкать в красоты природы можно в обоих регионах. На Алтае степи, высокие горы, ледники, горные озера. В Норвегии фьорды, море, тундра, Стена троллей. Круто и там, и там.
Шавлинские озера. Поистине прекрасное место
Таких водопадов в Норвегии тысячи. После первой недели перестаешь их замечать
Деньги
Сибирь 5
Норвегия 5
По расходам на поездку получается примерно одинаково. До Сибири надо добраться, а на месте платить за водителя и аренду машины. В Норвегии дорогой бензин и еда. Тем не менее, если воздержаться от алкоголя, жилья в кемпингах, а кататься на одной машине не менее чем вчетвером, деля расходы на бензин поровну, то бюджет поездки получится как в Сибири.
Размещение
Сибирь 7
Норвегия 6
В Сибири можно встать лагерем в любом месте, и никто тебе ничего не скажет. Выбираем место для стоянки сами, как хотим и где хотим.
В Норвегии почти вся земля в частной собственности, и просто так любую поляну не займешь. Зато есть специально оборудованные парковки со столиками, урнами и туалетами. Удобно, но не всегда там, где хотелось бы. Еще в Норвегии можно жить в кемпингах и арендовать апартаменты. Круто, но дорого.
Непал получил бы десятку. Гестхаусы на любой вкус за сущие копейки или вообще бесплатно, лишь бы вы заказывали еду там же.
С кем поехать.
В Сибири все понятно, весь каякинг проходит через Riverzoo. Предложений туров в Норвегию гораздо больше, и есть из чего выбрать. Однако, если хочется чему-то реально научиться, или же как можно больше кататься по самым сложным рекам, то я рекомендую WW-School
Общую цифру я вычислять не буду. Ведь кто-то поедет исключительно за каякингом, а кому-то важнее рекреационные возможности региона. Пусть каждый сам решит для себя, что в туре для него главное и сам сделает вывод. И Сибирь, и Норвегия – обязательные для посещения регионы, если ты каякер.
Еще немного добавлю в копилку Норвегии в сравнении с Алтаем и Непалом.
ОтветитьУдалить1.В Норвегии можно оставить открытый автобус со всеми документами, деньгами, включенной магнитолой и навигатором, с ключами в зажигании в любом месте или же прислонить к дереву у дороги велик на take out'е и с ними ничего не случится.
2.Местное население немного отличается от пьяных алтайцев.
3.Думаю, что экстренную помощь, в том числе и медицинскую, вы получите в Норвегии в разы быстрее.
ИМНО природа всё-же красивее в Норвегии. Здесь та-же ситуация, что и с реками - красивые места расположены ближе др.от друга и их дофигища (автор просто за месяц не успел их посмотреть).
ОтветитьУдалитьИли на Алтае успел больше посмотреть. Постараюсь сделать так чтобы срок пребывания и там и там сравнялся, потом появится еще одна статья
ОтветитьУдалить>>По расходам на поездку получается примерно одинаково
ОтветитьУдалитьНу не знаю)))
В прошлом году на машине на двоих две недели с паромом и едой вышло меньше чем по 400 ойро, в этом на троих по 320. В Новосиб или Иркутск за перелет столько же отдашь.
Хм! у нас на троих получилось около 500. Расскажи секрет, как у вас получается?
ОтветитьУдалитьА на алтай можно поездом приехать. Дешево и сердито
По ~200 за горючку, 5200 км на круг, при среднем расходе в 9-10. ~150 на еду, может я чего не учел по мелочи. Кароче 320 это наверное не полная сумма, но точно не больше 400 в одно лицо вышло. 2 недели. Еду, которая не портится, дешевле купить по дороге в Швеции.
ОтветитьУдалитьПоездом ехать для человека с отпуском в 2 недели это не вариант )))
Я думаю все же 500 евро более реальная сумма. Горючку считать не буду, пусть ~200; ~50 это завтрак и ужин на пароме туда и обратно и вообще еда в дороге; жратва на месте думаю по ~10/день, т.е. ~100 за весь трип; виза (без нее никак) ~50; остались паром, платные дороги и туннели - в 400 думаю не уложишься, ну или во всем себе придется отказывать.
ОтветитьУдалитьАвтор не учел кучу вариантов полной и длинной автономки в Сибири. Не уверен, что в Норвегии такое есть
ОтветитьУдалитьВот только плюс это или минус?
ОтветитьУдалитьВ Норге дофига неразведанных углов. Места для экспедишна с пешими перебросками - полно.
Я думаю необходимо написать про связь - важно.
ОтветитьУдалитьНо если честно данная статья это чисто плод свежих эмоций )), а не серьезная оценка )
Про природу замечания актуальны, но сравнение по моему мнению не уместны. Ккто-то любит сушеных кузнечиков, кто-то хлеб с маслом. Она разная в этих регионах, но и там и там тянет на высший бал.
ОтветитьУдалитьА вот возможность чистого автонома скорее плюс, в то время как вынужденный автоном скорее минус:)
Опять же- кому что нравится...