Страницы

Грузия и ее бурные реки. Краткое описание



По итогам моей поездки в Грузию появилось описание рек, которые я там плавал. Этот пост - начало для большого гайдбука по рекам этой страны. Вместе со мной по Грузии путешествовали Иван Чудаков и Алекс Корчмар. Дальше будет очень много букв, фоток и карт про чудесную закавказскую страну и ее реки. 
Сакартвело




Гру́зия (груз. საქართველო [sɑkʰɑrtʰvɛlɔ], Сакартве́ло) — государство, расположенное в Передней Азии и на Ближнем Востоке (многие англоязычные источники относят страну к Ближнему Востоку или северную часть страны к Восточной Европе, остальную к Передней Азии в западной части Закавказья на восточном побережье Чёрного моря. Грузия граничит с Арменией и Турцией на юге, Азербайджаном на юго-востоке и Россией на севере. 
Общая численность населения Грузии — 4 615 807 человек. По переписи населения в Грузии в 2002 году (из 4 369 579 жителей) проживают следующие национальные группы — грузины (83,7 %), азербайджанцы (6,5 %), армяне (5,7 %), русские (1,5 %), осетины (0,9 %), курды и езиды (0,5 %), греки (0,3 %), чеченцы и кистинцы (0,2 %), украинцы (0,2 %), ассирийцы, аварцы, абхазы и другие
Климат Грузии находится под влиянием субтропического климата с запада и Средиземноморского климата с востока. Большой Кавказский хребет служит барьером против холодного ветра с севера. Вдоль побережья Черного моря, от Абхазии до турецкой границы, а также в районе, известном как Колхидская низменность, доминирует субтропический климат с высокой влажностью и обильными осадками (от 1000 до 2000 мм в год, а в черноморском порту Батуми даже 2500 мм в год). В этом регионе произрастает несколько разновидностей пальмовых. В середине зимы средняя температура составляет 5 °C, а летом — +22 °C.
Страна с богатейшей культурой и историей. Наряду с другими регионами Кавказа, Грузия входит в число мест обнаружения древнейших памятников человеческой цивилизации и считается местом зарождения металлургии. Первым в истории Грузии союзом грузинских племён, а позднее государством стало Диаоха, упоминаемая в древневосточных источниках с конца II тысячелетия до н. э. Остальное можно прочитать в Википедии.
 Туристическая улица Тбилиси
Как попасть в Грузию
Вариант первый: по воздуху. Есть прямой рейс Москва – Тбилиси авиакомпаний «Сибирские авиалинии» и «Georgian Airways» из Домодедово. Они достаточно дороги. Есть варианты с пересадками, и их много. Самый дешевый -  авиакомпанией  AeroSwit с пересадкой в Киеве. Билет в один конец стоит порядка 150 долларов. Также можно прилететь в другие аэропорты страны: Кутаиси и Батуми.
Вариант второй: по суше. Пересечь границу можно в пограничном пункте Верхний Ларс, что в 30 км от Владикавказа. После этого вы оказываетесь на Военно-Грузинской дороге, вблизи реки Терек и горнолыжного курорта Гудаури. Пограничный пункт работает с 6.00 до 22.00. Нередко заставляют отвязывать лодки и вытаскивать все вещи из машины.
Из минусов этого пути: надо пересечь половину Северного Кавказа, в том числе КЧР и Кабардино-Балкарию на своей машине. Тамошние власти будут рады развести вас на деньги. Можно еще прилететь во Владикавказ на самолете, а дальше доехать до Казбеги или Гудаури на такси. 
Специально для горнолыжников и сноубордистов, собирающихся в Гудаури: зимой Крестовский перевал нередко засыпает снегом. Расчистка занимает один день. Будьте готовы к тому, что придется ждать открытия дороги в Казбеги.
На обратном пути из Грузии спрячьте подальше в сумки вино. Его ввоз в Россию запрещен. 
Вариант третий, экзотический. Еще в Грузию можно приплыть на пароме из Одессы. Актуально для украинцев.
Заманчивый вариант приехать в Грузию из Абхазии или Южной Осетии не работает ни в каком виде. Пересечение границы незаконно и ведет к серьезным последствиям.

Про визу
С 29 февраля 2012 власти Грузии открыли для россиян безвизовый вьезд. Нужен только загранпаспорт.
Есть одно исключение: если у вас в паспорте есть отметки о пребывании в Абхазии или Южной Осетии, то в Грузию вас не пустят. Проверьте свои документы перед поездкой.

Город Казбеги 
Про деньги
Грузинская валюта – Лари (GEL). Один лари состоит из 100 тетри. Курс лари можно уточнить у Гугля (курс на момент написания: 1 USD = 1.66 GEL или 1 GEL = 17.66 RUR). Менять деньги имеет смысл уже на территории Грузии, т.к. в России найти обменник сложно, а если получится, то курс там будет грабительский. Поменять рубли на лари в Грузии можно прямо в аэропорту или на пограничном пункте.  
Почти в каждом райцентре  Грузии есть отделение Independence bank с банкоматом. Так что много наличных возить с собой смысла не имеет. Карточки российских банков работают нормально, про комиссию сказать ничего не можем, не пользовались. 
Цены в стране не то, чтобы совсем низкие, но и, отнюдь, не высокие. За 10 долларов можно поужинать с вином в недорогом ресторане в Тбилиси. Бензин дорогой, около 1.5. доллара за литр. 

Про безопасность
В России существует миф, что в Грузии опасно. Пропагандистская машина работает по полной, создавая образ врага. Так вот, за последние несколько лет власти Грузии удалось поднять уровень порядка до уровня Норвегии или Швеции. Причина в реформе полиции. Сегодня эта структура действительно работает на благо граждан и туристов. Если у вас возникли проблемы – звоните 022, вам помогут.
Коррупция в привычном нам виде отсутствует. Не пытайтесь «купить» пропуск в заповедник на месте. Попытка дать взятку расценивается как преступление.  
Россияне могут чувствовать себя в Грузии в полной безопасности. Ведь грузины – православные, к тому же, очень религиозные. Единоверие для них очень важно. Недавняя война не смогла испортить братского отношения грузин к русским.

Про туризм и туристов
Развитие туризма в Грузии – один из национальных приоритетов. Созданы все условия для привлечения иностранцев, а также для малого туристического бизнеса (отели, рестораны, транспортные компании, туристические агентства). Рекомендую начать свое путешествие с визита в Туристический офис. Там вы сможете бесплатно получить карты Грузии и ее регионов, а также схемы крупных городов. Там же вы сможете получить консультацию по вопросу логистики и проживания в том или ином районе. Все пермиты (погранзоны, заповедники, нац.парки) также оформляются здесь. Вот контакты туристического офиса:
2 Freedom Square, 0105, Tbilisi, Georgia
Тел +995 32 2 436767
E-mail: info@gnta.ge
Вид на Тбилиси из крепости  
Общение
В Грузии три основных языка: Грузинский, Сванский и Менгрельский. Алфавит с точки зрения россиянина абсолютно нечитаем. Тем не менее, все грузины старше 25 говорят по-русски, а те, кто младше – по-английски. Так что проблем с личным общением не возникает. На дорожных знаках названия населенных пунктов написаны на грузинском и продублированы на английском языке. Названия рек зачастую отличаются от принятых в России, например Терек  - это  Терги, Кура  - это  Мктвари. Поэтому в описаниях в скобках указывается местное название реки.
Общайтесь с местными жителями! Это откроет вам много дверей. Жители Грузии чрезвычайно гостеприимны!

Карты
Старые карты-двухкилометровки генштаба можно и нужно скачать здесь. Рельеф и реки изображены прекрасно. Также обязательно возьмите обзорные карты регионов в туристическом офисе. Там есть актуальные изображения дорог и населенных пунктов. Однако, названия деревень в картах нередко не соответствует названиям на дорожных знаках. Это произошло из-зи неправильной записи латиницей местных топонимов. По каким-то одним картам путешествовать сложно.
Вот здесь лежит архив с частью карт Грузии из тур.офиса и файл с GPS точками нашего путешествия (Места, где жить, старт и финиш рек и пр). Файл открывается OziExprorer-ом.

Логистика на месте
Для перемещения по стране и заезда на реки вам потребуется  автомобиль с багажником под лодки. В Грузии полно компаний, которые организуют джип-туры и у них есть соответствующая техника. Мицубиши Делика кажется нам наиболее логичным вариантом для маленькой группы. Примерная стоимость аренды машины с водителем и горючим – 100 долларов в день. Не дешево, но приемлемо. Пробуйте торговаться. 
Контакты той компании, которая обеспечивала заброску нам:
AutoDari LTD
Тел. +995 32 37 00 37
Тел. моб. +995 99 3770037
e-mail: autodari@mail.ru
Зураб Давитури 
Прекрасный интересный человек, уже знакомый со спецификой каяк-путешествий. У него несколько водителей и Делик с багажниками.
Если у вас нет автомобиля с полным приводом - не беда. Почти везде можно заехать на микроавтобусе типа Mersedes Sprinter
Наш транспорт 
Информация о реках
К сожалению, сегодня в России есть очень мало актуальной информации о сплаве в Грузии. Исключения составляют весьма информативные и свежие отчеты катамаранных групп Светланы Цветковой и Равиля Айбатуллина (Паравани, Цхенисцхали, Кура, Риони, Ингури, Хелидула). Правда, каякерам плавать по таким описаниям непривычно. Кроме них в Грузию регулярно ездят украинские каякеры. Кое-какой информацией можно разжиться у Сергея Хвостенко.
В библиотеке МГЦТК можно найти старые (более 20 лет) отчеты по рекам Грузии. Полезность достаточно сомнительна. 
Грузия посещается и каякерами из-за рубежа. Некоторые из них оставили после себя описания рек. Например, вот эти две части недоделанного гайдбука от немецких каякеров: первая и вторая . У этого гайда есть пара недостатков: точки на карте Гугла поставлены на глазок, а не по GPS, Хевсурская и Пшавская Арагви перепутаны, часть гайда на английском языке, часть – на немецком. Тем не менее, рекомендую изучить эти документы перед поездкой.
На странице в Facebook Kayak in Georgia  выложены карты с маршрутами чешской экспедиции (май-июнь 2011 года). 
Важнейший источник информации – местные рафтеры и каякеры. Если нужны их контакты - напишите в группу в фейсбуке, вам ответят 

Как устроено описание рек
За основу я взял знаменитый гайдбук Nordway. Whitewater guide Олафа Обсоммера и Дженса Клата. Структура описаний примерно такая же. Сначала дается краткое описание региона, далее – описание рек. В самом конце – потенциал региона. То есть то, что можно и нужно разведать. Некоторые реки разделены на несколько секций, если они существенно отличаются по уровню сложности или характеру препятствий.
Структура описания реки:
Название реки на российских-советских картах, далее в скобках название на современных грузинских картах.
Расположение – указано, если неочевидно из карты
Сезонность – это в основном мои предположения. Как все на самом деле обстоит, выясню, когда проживу весь сезон в Грузии
Pit in и Take out  – логичные точки старта и финиша на реке. Точки GPS маршрутов лежат вот в этом архиве.
Класс сложности – оценка по западной классификации. Через тире указан класс сложности в зависимости от уровня воду. В скобках указан класс сложности локального усложнения (напр. нехарактерный для реки одиночный порог), если таковое есть.
Расход и длина – тут все понятно
Уклон. Мерил часами Suunto. Указывается общий уклон участка и среднее падение реки на километр
Время. субъективная оценка затрат времени на прохождение участка
Описание – тут все понятно
Tips – заметка. Важный нюанс
Потенциал реки – возможность проехать на реке больше препятствий, чем мы.
Сокрашения: ПБ - правый берег, ЛБ - левый берег 



Почему именно эти реки?
Для нашего путешествия мы выбрали те реки, по которым нет или крайне мало актуальной информации. Поэтому в этот короткий гайд не попали реки Риони, Цхенисцхали, Храми, Алазани и пр, про которые можно почитать в туристических отчетах или свежих каячных заметках друзей из Украины.
Все участки рек, которые здесь описаны, были частично или полностью пройдены мной. Те части, которые я не плавал, я тщательно изучал с берега для этого описания.


Описание рек Грузии
Район Мцхета-Мтианети

В этом регионе расположена самая близкая к Тбилиси бурная вода. Кроме того, сюда можно попасть из России на своей машине через пропускной пункт Верхний Ларс. Реки региона имеют в основном дождевое/снеговое питание. Терек и Белая Арагви – ледниковое. Лучшее время для сплава по дождевым рекам – май-июль или после дождей, для ледниковых рек – июль – август. Для суперпрепятствия Дарьяльского ущелья реки Терек актуальна будет крайне малая вода в апреле-мая или октябре.

Дороги: здесь проходит важнейшая магистраль, соединяющая Россию и Тбилиси – Военно-Грузинская дорога. Она поддерживается в хорошем состоянии. Однако, для заезда на реки будет актуальна машина с полным приводом.

Размещение: На Пшавской и Хевсурской Арагви можно жить в гестхаусе в деревне Корша. Найти просто по указателям. Очень приятное аутентичное место совсем задешево. Телефон Шоты, хозяина гестхауса +995 595 503 134

Для Белой, Черной Арагви и Терека жить можно в Гудаури. Это горнолыжный курорт с огромным количеством гостиниц на любой вкус и достаток. Мы рекомендуем гостиницу Gudauri Hut, тел. +995 899 272 291, e-mail gudaurihut@gmail.com.
Также, можно жить в поле с палатками и самостоятельно готовить еду.
Достопримечательности: Крепость Шатили, минеральные источники недалеко от Крестовского перевала, вся долина реки Терек, Церковь Троицы недалеко от города Казбеги.

Пшавская Арагви (Pshavis Aragvi)
Сезонность: май – июль. В августе после дождей
Put in – от слияния двух ручьев
Take out – после слияния с Хивсурской Арагви можно проплыть до второго моста и там сняться.
Класс сложности (в августе): IIIII
Расход в августе: 10 – 12 куб.м/с
Длина участка: около 10 км
Уклон: 280 м на весь участок, 18 м/км 
Время: 2 часа

Описание:
До моста в деревне Shuapkho река течет в каньоне, дорога проходит по ПБ метров на 200 выше реки. Слалом между небольшими камнями. Есть два участка посложнее. Ориентир обоих – ручьи-притоки с правого берега. Весь участок – веселый нонстоп. После моста в деревне река становится проще, но будьте аккуратны: над рекой попадаются низковисящие мостки и обломки более капитального металлического моста.

Tips: возможны завалы
1. Старт Хевсурской Арагви. 2 - Старт Пшавской Аргви. 3 - Финиш на слиянии обеих рек

Хевсурская Арагви (Hevsuri Aragvi)
Внимание! На некоторых грузинских картах эти реки перепутаны. Хевсурская – правый приток, Пшави – левый. Местные тоже часто их путают
Сезонность: май – июль. В августе после дождей
Put in – Слияние ручья Бисо и Хевсурской Арагви.от водопада под мостом
Take out – Мост на слиянии Хевсурской и Пшавской Арагви
Класс сложности: IV
Расход в августе: 12 - 20 куб.м/с
Длина участка: 12 км вся секция, каждый из двух участков по 6 км
Уклон: 140 м на первый участок, 23 м/км , 120 – на второй. 20 м/км
Время:  3 – 3.5  часа на оба участка
 

 Описание:
Реку можно разделить на две секции: первая – от старта до деревни Корша, вторая – от Корши до финиша. 
Река начинается сложным порогом с красивым четырехметровым дропом, который надо обязательно забуфить. Далее горка длинной метров 150 с хаотично разбросанными камнями. Рекомендуем посмотреть. Для этого надо сквозь кусты спуститься с дороги к реке и полазать по огромным валунам. Если ехать порог не хочется, можно стартовать сразу за ним. Для просмотров и обносов на всей реке пригоден ПБ, ЛБ – только иногда, это либо скальная стенка, либо селевые выносы.
За порогом с дропом (самая сложная часть реки) участок нон-стоп с сливчиками поменьше и слаломом между камней. Все пороги первой секции видны с дороги при заброске на старт. Собственно, порогов два: первый с дропом и второй в миниканьоне на S-образном изгибе реки. Второй обязательно посмотрите при заброске и наметьте улово перед порогом. . Ориентир с воды:  река сжимается в каньон, левый поворот, увеличивающееся падение.  У нас порог был перегорожен бревнами и был непроходим. Обнос либо по дороге (надо залезть по сыплющемуся склону метров на 30), либо выполнить перечалку без права на ошибку за бом в середине порога. Улово по нашей воде с полкорпуса лодки. Далее обнос по берегу. Далее река упрощается
Секция вторая. Когда-то отсюда начинался популярный туристический маршрут. Пороги этого участка реки НЕ ВИДНЫ с дороги, т.к. она проходит в стороне. Все начинается как вялотекущий ручей, петляющий среди кустов и бетонных стенок. Но разочаровываться рано: через километр после старого полуразрушенного моста все меняется. Вас ждет полтора километра реки с очень хорошим уклоном и камнями. Похоже на реку Моди-Кхола в Непале. Очень техничный участок. Далее до слияния с Пшавской Арагви на реке веселые нон-стоп шиверы без порогов. Заканчивать можно на слиянии рек.
Tips: завалы БУДУТ. Надо уметь чалиться в последнее улово.

Как мы ехали: первый порог проехал только я. Буфил дроп в правой протоке. Далее ехали вдвоем с Ванькой. Порог на S-образном повороте реки разведали с дороги и запомнили чалку. Ваня обнес порог по дороге, я перечалился за бом, попытался вытащить бревна, потом обнес по берегу метров 20. В районе Корши мы начали думать, что пора валить, т.к. было похоже, что  на реке больше ничего нет, но мы ошиблись. На первых же метрах сложного участка второй секции Ваня вылез из лодки и я догонял ее до конца порогов. У меня получился настоящий адреналин-рейс наперегонки с залитой лодкой. Выкат ехал в одиночестве. Река очень понравилась!

Терек (Tergi)
Потенциал реки: верхняя часть реки – Ущелье Трусо. Предположительно IVV класса сложности. Попасть туда можно так: если вы едете со стороны Гудаури – то это левый поворот дороги в деревние Коби рядом с полицейским участком. Далее по грунтовке поднимаемся так высоко, как только можно. Нас туда не пустили пограничники. Для пребывания в этой области необходим пермит, который можно получить в Туристическом офисе в Тбилиси. Обязательно зайдите туда в начале путешествия, возьмите карты Грузии (бесплатно) и разузнайте насчет закрытых зон страны. Пермиты как правило дают бесплатно. Мы катали участок от деревни  Горестсихе перед каньоном до города Казбеги

1. Старт первой секции. 2. Конец первой ссекции и начало Дарьяльского ущелья. 3. Граница. Ущелье продолжается, но вылезти придется здесь

Сезонность: май – октябрь.
Put in – Мост дороги ответвления от основной трассы в деревне Горестсихе (Goristsikhe)
Take out – Автомобильный мост в городе Казбеги. Дальше уплывать не надо, через пару километров начинается знаменитое Дарьяльское ущелье
Класс сложности (в августе): I-II (III). Местные сказали, что у нас был рекордно низкий уровень воды. Соответственно, учитывайте текущий уровень
Расход в августе: 12 – 15 куб.м/с (см выше)
Длина участка: 9 км  
Уклон: забыли померить. По ощущениям, около 20 м/км 
Время:  1.5 – 2  часа
 Мостна Put in
Описание:
Сразу за мостом река входит в глубокий настоящий каньон. Уловов в нем нет, вылезти невозможно. Длина каньона – 500 метров. Ближе к концу расположен непросматриваемый необносимый порог, с воды виден только урез. Но порог совсем не страшный. Едется справа, там слив метра полтора с бочкой. Буфится просто. Класс сложности каньона – III.
Далее река течет в открытой широкой долине. Вокруг потрясающие виды на снежные горы. Порогов нет вообще.
Tips: для участка нужна большая вода. Тогда можно стартовать от деревни Коби и ехать до Казбеги. Иностранные описания указывают на бигвольюм класс IV
 Река пригодна для сплава на катамаранах

Потенциал реки 2
Секция Дарьял. Место подвигу.
Сезонность: апрель-май или октябрь. Или в аномально низкую воду летом
Put in – Автомобильный мост в городе Казбеги (Степансминда).
Take out – Грузинско-Русская граница
Класс сложности: V (в нашу маленькую воду)
Расход в августе: 20 – 25 куб.м/с (см выше)
Длина участка: 11 км
Уклон: разный по частям, от 25 до 50 м/км
Время:  столько, сколько потребуется

Описание:
После моста километр воды класс III. Далее за левым грязным притоком начинается участок класс V длиной 2 км. Хаос из бочек и камней. Линия движения неочевидна, уловов нет. Похоже, что река течет через моренный или селевой вынос.
Далее 6 км река течет в широкой долине, разбиваясь на рукава и протоки. Средний уклон здесь 25 м/км.
После автомобильного моста, где дорога переходит с ЛБ на ПБ снова сложный участок класс V, длина километра 3, все то же, что и вверху. Финиш на границе.  

UPD. В третьей части Дарьяльского ущелья идет стоительство деривационной ГЭС. Желающие вписать свое имя в историю каякинга должны поторопиться! 

Tips – Заплывать нельзя. Пороги перемывает в большую воду до неузнаваемости. Рисунок реки меняется каждый месяц.

Как мы ехали: В Трусо нас не пустили. От Коби до деревни Горестсихе нам показалось, что будет неинтересно, дальше ехали все вместе. Было немного стремно обнаружить в глухом каньоне урез неизвестного порога, но все оказалось совсем просто. Дальше – только recreation kayaking. По сторонам действительно стоит посмотреть. Очень красиво. Дарьял не ехали.

Потенциал региона в целом. Мы знаем еще две реки, которые точно можно плавать: Белая Арагви (Tetri Aragvi) и Черная Арагви (Shavi Aragvi). На Белой проводится коммерческий рафтинг, класс сложности III. Река течет в безлесной красивой долине. Для старта рафтового участка надо спуститься с дороги на Гудаури по ручью. Финиш выбирайте сами. Говорят, что на верхнюю часть реки можно заехать по грунтовой дороге по берегу. Что там – неизвестно.
Черная Арагви. Работает в большую воду или после дождей. Можно заехать, поднявшись по грунтовке от слияния с Белой Арагви. Мы не поехали, т.к. дорогу снес сель. О характере реки ничего сказать не можем, но местные говорят, что она имеет очень большой уклон.
Для смелых есть еще река Аргун (Arghuni), тот самый, что потом утекает в Чечню.

Район Самцхе-Джавахетия

Рек здесь не так уж и много, но, отправляясь в Аджарию или Сванетию, имеет смысл сделать крюк и заехать в этот регион. Паравани – отличная река, которая стоит того, чтобы на нее приехать.
Дороги: нормально, оценил бы на 3+
Размещение: жить целесообразно в кемпинге при пещерном монастыре в деревне Вардзи. За постой денег не берут, кормят вкусно и поят монастырским вином за небольшую плату. Кемпинг расположен на ПБ Куры рядом с мостом.
Достопримечательности: Собственно пещерный монастырь Вардзи и крепость Хертвиси на стрелке Паравани и Куры. Обязательны для посещения оба

Паравани


1 - Старт. 2 - Финиш на слиянии с Курой

Сезонность: май – август.
Put in: Стартовать можно от железнодорожного вагона, который выполняет роль моста через реку. Мы стартовали на 500 метров выше стройки плотины непосредственно над началом прорыва.
 Take out: Мост перед впадением в Куру возле крепости Хертвиси
 Класс сложности в августе: IV
 Протяженность участка: около 15 км
 Время: 3.5 — 4 часа
 Уклон: общее падение участка 405 метров, средний уклон 27 м/км
 Расход в августе: 15-18 кубов


Описание:
Вдоль всего сплавного участка реки по правому берегу идет дорога. В первой половине — непосредственно по берегу, во второй — в приличном отдалении и на высоте метров в 50 над рекой. Стройка плотины на левом берегу — ориентир сложного участка. В августовскую воду назвать его прорывом не поворачивается язык. Это примерно километр слалома между камнями на очень приличном уклоне. Рекомендуется просматривать кусками метров по 100-200 и ехать, Далее уклон становится меньше, но расслабляться нельзя. Все 15 км участка — шивера нон-стоп с локальными усложнениями. Если не видите улова за порогом — идите смотреть. Проходимы и пригодны для просмотров и обносов оба берега. Усложнения представляют собой замусоренные камнями горки различных конфигураций. Есть одно место с двумя отвесными сливами 1.5 и 2 метра. Иногда могут попадаться бревна.
Tips: После финиша обязательно посмотрите древнюю крепость
Tips 2: Судя по фотографиям и описаниям туристических групп, в начале мая, в пик таяния снегов, Паравани  - совсем другая река класса V


Ну а теперь о грустном. В самом начале сложного участка строится плотина. Насколько мы поняли из разговоров с местными, она должна была быть построена еще этим летом (2011 год). Строительство идет ударными темпами. После окончания работ о прорыве вблизи города Ахалкалаки можно будет забыть

Как мы ехали: Прошли реку за три с половиной часа, включая затупу, алексовы обносы и спасение ваниной лодки. Первый километр проехал только я, остальное — все вместе. Ближе к концу вылез и з лодки и слился на берег Ванечка. Смотрели пару мест. Было очень интересно. Наряду с Хевшурской Арагви Паравани оставила самые лучшие впечатления

Потенциал региона.
Еще плавать можно по Куре (Mtkvari). Стартовать надо выше деревни Вардзи (там, где пещерный город), заезжайте так высоко, как позволит техника – и вперед. Финиш – на слиянии с Паравани. Река течет в живописнейшем каньоне. С дороги просматриваются пороги класса III. Воды в реке даже в августе много. Иностранные описания указывают на сифон в одном из порогов. Будьте внимательны. Ниже слияния с Паравани рядом с городом Боржоми проводится коммерческий рафтинг. Про этот участок больше ничего сказать не можем.

Район Самегрело

Равнинный регион Грузии. Этим все сказано. Однако и здесь можно найти кое-что интересное. Например, карстовую реку Абаша.
Дороги: хорошие, оценка 4.
Размещение: можно пожить в гестхаусах в Мартвили, но нам не очень понравилось. Жить в поле предпочтительнее, как нам кажется.
Достопримечательности: древний монастырь в Мартвили. 

Абаша (Abasha)
Расположение: рядом с городом Мартвили. Найти дорогу помогут местные – это традиционное место их отдыха
Сезонность: май – июль. Август после дождей
Put in: едем вдоль реки ВЫШЕ плотины по течению, пересекаем ее по мосту, с которого виден глубокий узкий каньон, продолжаем движение по ЛБ до того места, где дорога спускается вплотную к реке. Это и есть точка старта
Take out: Автомобильный мост после каньона.
 Класс сложности в августе: I-II
 Протяженность участка: около 2 км
 Время: 1 час
 Уклон: 18 м/км
 Расход в августе: 2-3 куб.м/с
 
  
Описание:
Абаша – карстовая река с чистой водой, прорезавшая себе глубокий и узкий каньон. Собственно, ради него и стоит сюда заехать. Потрясающее по красоте место, напоминающее Сандрипш в Абхазии. Recriation kayaking в чистом виде.

Tips: ниже плотины расположен второй каньон. Это место отдыха местных жителей. Тоже потрясающе красивое место, но плавать там на каяке в малую воду негде. Можно вплавь подняться до 4-х метрового дропа (где-то там можно разглядеть настоящий след динозавра) или повтыкать на водопад высотой метров 15. Жаль, прыгнуть его нельзя – не хватает воды. Однако вот здесь  можно найти фотографии этого каньона и водопадов в паводок. Выглядит заманчиво, не правда ли?
Видео, дающее представление о месте.

Потенциал региона: Не так высок, как у остальных. Однако, совсем недалеко протекает Риони и Цхеницхали, так что если после этих рек у вас осталось время, обязательно заедьте на Абашу. Кроме того, стоит поискать другие карстовые реки вокруг Мартвили.


Сванетия

Вайтвотер рай для адреналиновых наркоманов! Много рек на расстоянии 1-2 часов езды от Местии. Реки ледниковые. В жаркую погоду некоторые из них вспухают до ужасных размеров, а другие, напротив, набирают достаточно воды для сплава. Поэтому здесь можно найти, что поплавать с апреля по октябрь. Реки на любой вкус, от класса II до класса VI++. Много еще никем не пройденных участков. На мой взгляд, Сванетия – наиболее перспективный для разведки регион.
Дороги: Главная дорога, соединяющая Сванетию с остальной Грузией и проходящая вдоль Ингури, сейчас активно строится. Вскоре это будет современное двухполосное шоссе. Но для забросок на реки потребуется машина с полным приводом.
Размещение: Жить надо в Местии. Сегодня это крохотный городишко – эпицентр активного отдыха Грузии. Здесь сходятся альпинистские маршруты, тропы популярных треков, каячные дела и пр. В городе можно встретить туристов со всей планеты. Каждый третий дом – Гестхаус. Жилье можно найти на любой вкус и кошелек. Мы жили гестхаусе Ушба. Вот его контакты:
 7 King Tamar st., Mestia
 E-mail: ushbahouse@yahoo.com
 Tel: +995 599 555 217
Достопримечательности: Помимо каякинга, здесь есть что посмотреть: в Местии более 20 крепостных башен, музей альпиниста Хергиани, древние церкви и пр. Недалеко расположена деревня Ушгули – самое высокогорное поселение в Европе (если Грузию отнести к Европе). Там тоже огромное количество башен. Регион настолько красив, что станет раем для фотографов и видеооператоров. Лучше один раз увидеть 


Местия (Местиaчала, Mestiachala)


1 - Старт  от слияния ручьев. 2 - Финиш на маленьком мостике на окраине Местии

Сезонность: май, август-сентябрь
Put in: От городка Местия дорога уходит вдоль реки вверх по ЛБ реки. Старт от слияния двух ручьев, образующих реку. В долине правого ручья вверху виден леджник. Здесь же заканчивается более-менее проезжаемая дорога.
Take out: мост на окраине Мести, по которому вы ехали вверх.
Класс сложности в августе: IV+ - V, 
Класс сложности в середине мая: II - III
Протяженность участка:  4-5 км
Время: от одного часа до бесконечности
Уклон: 150 м на весь участок, из них сто приходятся на первые 2 километра участка. Средний уклон 35 м/км
Расход в августе: 30-40 куб.м/с
Расход в середине мая: 10 -15  куб.м/с
Goog to go: Если на старте вы видите тугой поток без сливов и камней - то будет круто, если же видете меспешный ручей, текущий между камней, то вас ждет класс II - III


















Описание

Non-stop ultimate bigvolume kayaking в августе! Ледниковая река течет в широкой долине, равномерно выбирая огромное падение. Уклон плюс солидный расход равно испытание для сильных духом и телом атлетов. Скорость течения крайне высока. Бочки, волны, возможны бревна. Очень сложные и неочевидные чалки. Смотреть с берега смысла нет, т.к. нет выраженных порогов. Вся секция – конвейерная лента вниз.
В августе воды достаточно для сплава на катамаранах
В мае же простой ручей с ледяной водой. Если вы попали в малую воду, то Местичала годится только для раскатки перед более интересными речками

Tips: плавать без лодки смертельно опасно.
Tips 2: возьмите с собой варежки или перчатки. Вода ледяная!

Потенциал реки: плохая грунтовая дорога идет вверх вдоль левого ручья, образующего реку. Чем выше по ручью – тем больше уклон. Надо разведывать сильной командой. Выше слияния ручьев начинается погранзона, пропуск в которую можно оформить в полицейском участке Местии при наличии паспортов за несколько минут.
Участок ниже финиша: примерно километр большого расхода с приличным уклоном, далее перед впадением левого притока Цанери река уходит в короткий каньон. Просмотреть его можно с автомобильного моста непосредственно в Местии. В маленькую майскую воду прямо под мостом была заварная бочка с очень длинной обратной через все русло. Каньон не ездили. Как мы ехали: про август можно почитать вот здесь.  Вкратце: я плавал один и сильно ошибся с уклоном и скоростью течения. Через 400 метров после старта я вышел с реки. Затея плавать в одиночку по Местиачале уже казалась мне суицидальной.

В мае мы вернулись на реку, чтобы закончить прохождение. Но по малой воде разочарованию нашему не было предела. Класс II - III.

Цанери (Tsaneri)


1 - Старт Близняшки Местичалы. 2 - Финиш близняшки, старт второй секции, 3. - Финиш второй секции, начало секции Каньон 

На реке можно выделить две секции
Секция I. Близняшка Местиачалы
Сезонность: май, август-сентябрь
Put in: Пешеходный мостик в деревне Жабеши (Zhabeshi) рядом с притоком с правого берега
Take out: Четвертый по счету от Мести автомобильный мост через реку
Класс сложности в августе: IV+ - V
Протяженность участка:  2.5 - 3 км
Время: ?
Уклон: Точно не мерили, но похоже на 35 – 40 м/км.
Расход в августе: 25-30 куб.м/с
Описание: Река-близняшка Местиачалы. С моста в Жабеши виден очень сложный участок с большими волнами, бочками и очень нетривиальными редкими чалками. В малую воду, как и река-соседка, становится ручьем класс II

Tips: Вылезать на финише не обязательно. Дальше идет следующая секция попроще.

Секция II
Сезонность: июнь - август или в большую воду
Put in: Четвертый по счету от Мести автомобильный мост через реку
Take out: Деревянный пешеходный мост перед входом в глубокий каньон
Класс сложности в августе: III (IV)
Протяженность участка:  3.5 км
Время: 0.5 – 1 час
Уклон: 20 м/км
Расход в августе: 25-30 куб.м/с
 Первый порог Цанери
Описание: В широкой долине течет ледниковая река, равномерно выбирая падение. Встречаются катальные волны, небольшие бочки. Есть два локальных усложнения: За чистым притоком с ПБ через 100 метров начинается порог класса IV. Осмотр рекомендуется по ПБ. Второе усложнение между предпоследним и финишным мостом. Осмотр с дороги ЛБ.
Обе секции пригодны для сплава на катамаране (в августе, в мае туда и каяк с трудом помещается)

Tips: если в первых двух секциях у вас нет воды - катните следующие две: Каньон "Вид со сцены" и Местийский Каньон. О них можно прочитать во второй части гайда

Как мы ехали: по Секции II сплавлялся только я. Остальное проехать побоялись.

Ненскра (Nenskra) – жемчужина Сванетии


1 - Старт секции для девочек. 2 - финиш девчачаей секции и начала участка для мальчиков

На реке две секции
Секция I. Участок для девочек
Расположение: Правый приток Ингури впадающий чуть выше деревни Хаиши.
Сезонность: май - август
Put in: Деревня Чубери (указателя нет, название сказал наш водитель). Ориентиры: бетонный забор. Река соединяется в одно русло. 
Take out: Первый по счету от Ингури деревянный мост. Не пропустите. За ним следующая секция, которая значительно сложнее
Класс сложности в августе: IV
Протяженность участка:  3 км
Время: 1 час
Уклон: 33 м/км
Расход в августе: 25-30 куб.м/с

 Старт на Ненскре
Описание:
Начинается все очень похоже на участок для девочек на Юпшаре
 (Тот, который от пятого моста). Река течет в разбоях с очень приличным уклоном. Очень веселый и динамичный сплав. Надо правильно выбирать протоки, т.к. возможны бревна. Дорога идет по правому берегу. Далее вся река собирается в одно русло, становится еще интереснее. Пороги начинаются с того места, где дорога уходит в сторону от реки. Порогов три, расположены один за другим. Осмотр и обнос по ПБ. В порогах бочки в хаотичном порядке и большие камни. Финиш у моста. Улово есть перед мостом с ПБ, и за мостом с ЛБ.
Верхняя секция пригодна для сплава на катамаранах


Секция II. Участок для мальчиков
Put in: Первый по счету от Ингури деревянный мост.
Take out: ПЕРЕД последним порогом ПЕРЕД впадением в Ингури. Улово с ЛБ. Тщательно разведайте и отметьте его. Если пропустить, можно ненароком впасть в Ингури и начать первопрохождение каскада Хаиши (класс VI++) на каяке.
Класс сложности в августе: V
Протяженность участка:  1.5 км
Время: ?
Уклон: не мерили, но примерно 30 м/км
Расход в августе: 25-30 куб.м/с
Good to go: Если в устье вы видете тугой поток без камней и уловов, значит ехать эту секцию не стоит, а если выраженные отдельные сливы среди камней, то можно попробовать
Описание:
Река сжимается в узкий каньон. Дорога идет вдоль реки по ЛБ (при заброске на старт все пороги видно), но ЛБ чаще всего вертикальная стенка высотой метров 10. Относительно проходим и пригоден для обносов-просмотров ПБ. Пороги образованы упавшими в реку камнями. Река представляет собой дроп + пул, только вместо пулов короткие участки быстротока. Пороги короткие, мощные. Котлы через всю реку, дропы до 2 м высотой, возможны сифоны и бревна. Тем не менее, по моей оценке все идется.
На катамаране по нижней секции плавать нельзя: много габаритных непроходов.
Tips: еще раз про финиш. Не пропустите его!

Как плавали мы: Поехали верхнюю секцию вдвоем с Ваней. Через пару километров он слился на берег. Пороги я ехал один с предварительным просмотром. Второй по счету порог (тот, что за лесопилкой) я обнес, т.к. была вероятность не объехать одну из больших заварных бочек. Нижнюю секцию не ездили. В целом Ненскра понравилась больше всех остальных грузинских рек. Прекрасные виды, замечательная бурная вода.

Потенциал реки: Дорога идет вверх вдоль реки почти до истока. От места нашего старта видно, что выше река пригодна для сплава, но ее уклон увеличивается. Наверх не поехали, т.к. не хватило времени. Ну и, конечно, нижняя секция ждет сильных техничных каякеров. Похоже, там еще никто никогда не сплавлялся.
 Ненскра. Учаток для девочек
Потенциал региона: ОГРОМЕН!!! Здесь течет главная бурная река Грузии Ингури (Enguri), на ней можно выделить множество секций, от класс II до знаменитого и легендарного каскада Хаиши (класс VI++ летом, потенциально проходим в низкую воду весной или осенью). Информацию о реке можно почерпнуть из туристических отчетов в библиотеке МГЦТК или из Интернета. Следует также разведать левые притоки Ингури, но это уже будет игра в экспедишн-каякинг, т.к. дорог там нет. Здесь же, в Сванетии берет начало знаменитая река Цхеницхали. Ее правый приток Кхеледула тоже интересен и уже разведан украинскими каякерами и группой катамаранщиков Светланы Цветковой. Ну и непройденные участки тех рек, по которыс мы плавали. Точно известно, что это место для первопрохождения

Регион Гурия и Аджария

Приморские курортные регионы Грузии. Инфраструктура прекрасно адоптирована под нужды отдыхающих всех мастей, от пляжников до автостопщиков. Реки региона имеют дождевое-снеговое питание, поэтому сезон здесь – май-июнь. Или если очень повезет, то можно покататься и позже после сильных дождей, благо их здесь много (это самая влажная часть Грузии).
Дороги: Хорошие, ведь здесь отдыхает много туристов, все для них
Размещение: можно без проблем найти в Батуми или где угодно на побережье. От хостелов за 4 доллара за день до гостиниц за 150 долларов. Мы жили в Boombully Beach Hostel , что в самом центре Батуми. Контакты: 32, Kldiashvili st., тел. +995 595 715745; +995 595 414443, e-mail: bookbatumi@boombully.com. Хостел работает сезонно, с июня по сентябрь. Если хочется непрекращающегося праздника 24 часа в сутки – вам туда. Если вам нужно выспаться, то лучше поискать другое место. 
Страж Зиона. Вход в хостел
Достопримечательности: здесь есть МОРЕ!!! Этого вполне достаточно, но вокруг еще много интересного. Посмотрите на карте из туристического офиса Грузии.

Бжужа (Bzhuzha)
Расположение: Гурия, недалеко от города Озургети по дороге на восток в сторону мини-ГЭС
Сезонность: Май-июнь. Или позже, но после затяжных дождей
Put in: От того места, где дорога отходит вверх от реки
Take out: Первый автомобильный  мост
Класс сложности в августе: III (IV)
Протяженность участка: около 4 км (очень приблизительная оценка)
Время: 1.5 часа
Уклон: 135 метров на весь участок, около 30 м/км
Расход в августе: 5 куб.м./с
Описание:
Карстовая река-близняшка абхазской Апсты. Классический дроп плюс пул. Через 20 метров после старта  - дроп высотой метра три с интересным заходом и солидной обраткой. Надо буфить. Просмотр и обнос по ПБ. Далее река течет в красивом мини-каньоне. Из препятствий – сливы в камнях, пара каменных горок. Последний километр реки перед финишем – отстой. Долина расширяется и воды для  нормального сплава уже не хватает.
Tips: Найдите свой take out раньше автомобильного моста. 

Как плавали мы: стартовали вдвоем с Ваней. Дроп он обнес по ПБ, далее с парой просмотров проехали реку за полтора часа. Последний километр реки отталкивались руками от дна. Из прикольного: загорающие топлес красивые грузинки ближе к финишу.

Потенциал реки: Ее надо ездить в большую воду, тогда будет очень интересно. Мы видели кино чешской команды со сплава в июне. Это потрясающе! Также следует попробовать заехать вверх до ворот ГЭС и попытаться спуститься с лодками к реке. Там должен быть отличный участок

К сожалению, проплыть больше речек мы не успели.

Потенциал региона: Местные рафтеры и каякеры назвали нам еще несколько сплавных рек: Супса и ее притоки в Гурии, Кинтриши, Аджерискали и ее притоки в Аджарии. Все эти реки работают в мае-июне или после дождя (кроме Аджерисцхали, которая работает весь сезон). В целом Гурия и Аджария – отличная альтернатива майским поездкам в Абхазию. Все примерно то же самое, но дешевле, безопаснее и красивее.

Аджерицхали  
Пока собственно все. Я обязательно продолжу работу над этим текстом, буду стараться превратить его в полноценный гайдбук по рекам Грузии. Это великолепная страна с огромным потенциалом для каякинга. Если в описаниях рек чего-то не хватает – пишите комменты, постараюсь добавить.

Фото Ивана Чудакова, а также иногда Алекса Корчмаря и мои

UPD: Продолжение гайда смотри здесь

14 комментариев:

  1. Вот это ты работы сделал, главное не останавливайся.

    ОтветитьУдалить
  2. порадовало! регион действительно "темный" в плане инфы.

    ОтветитьУдалить
  3. Очень интересно, открыло глаза на ситуацию с туризмом в Грузии и не только с ним. Спасибо.

    ОтветитьУдалить
  4. Спасибо за гайд, на майские он нам очень пригодился, на Пшавской Арагви выше слияния (на старте) на правом притоке есть порог ;)

    ОтветитьУдалить
  5. Пожалуйста! Скоро будет добавка про злые сванские реки

    ОтветитьУдалить
  6. http://www.ticket2ride.ru/2012/06/blog-post.html - обещанное продолжение гайдбука

    ОтветитьУдалить
  7. Спасибо огромное. Хотелось бы лишь отметить, что электронная почта Зураба из AutoDari выглядит не как autodarY@mail.ru, а как autodarI@mail.ru, о чем свидетельствует его страничка на моем мире http://my.mail.ru/mail/autodari/

    ОтветитьУдалить
  8. Пасиб! отличный отчет, ценная инфа! только яндекс уже не дает слить архив gps точек - ошибка 404 8-(
    Можно попросить перезалить?

    ОтветитьУдалить
  9. Да, очень хотелось бы увидеть http://narod.ru/disk/24728442001/Gruzia20Maps.rar.html
    Заранее спасибо

    ОтветитьУдалить
  10. андреЙ, выпади в личку указанного форума, Антон ссылку дал, но не знаю, корректно ли ее выкладывать тут.

    ОтветитьУдалить
  11. Антон как можно с тобои спсаться? Николай s_gaz7@mail.ru очень нужен твой совет.

    ОтветитьУдалить