Центр (от долины
Кали-Гандаки на западе до долины
Бхоти-Коси на востоке) - наиболее развитая
часть страны. Самая большая плотность
населения, густая дорожная сеть, наиболее
приспособленная для туристов
инфраструктура. Путешествовать здесь
легко и просто: все говорят по-английски,
на каждом углу по гестхаусу и кафешке,
местные жителя из ваши деньги исполнят
любой ваш каприз.
Восток (от долины
Бхоти-Коси до границы с Индией) — менее
развитый регион. Однако, стремительно
развивающийся. Здесь находится главный
туристический аттракцион страны – гора
Эверест. К ней ведет самый популярный
в мире треккинговый маршрут. Инфраструктура
стремительно развивается – к Лукле
тянут новую дорогу вдоль рек Сан-Коси
и Дудх-Коси.
Ну и Запад, или,
как называют эту часть местные Wild
West – самая дикая часть
страны, наименее посещаемая туристами.
О ней и поговорим.
Все, что находится
западнее долины реки Кали-Гандаки
считается западным Непалом. Нам, треккерам
и каякерам, наиболее интересны горные
районы этой области: Хумла, Рара, Джумла
и Долпа
Чем же интересен
Запад? Это наименее населенная и наименее
развитая часть страны. Здесь очень мало
дорог, и почти отсутствует туристическая
инфраструктура. Неудивительно, что
туристы посещают Западный Непал
достаточно редко. Так зачем же стоит
туда ехать?
Природа Западного
Непала наименее пострадала от распахивания
джунглей под поля, от строительства
дорог и дамб. Именно здесь по-прежнему
можно посмотреть на нетронутый тропический
лес, такой же, как был в Тераях пару веков
назад. Здесь можно встретить дикого
тигра в джунглях (но лучше бы вам так не
везло) или снежного барса в горах, или
пресноводного дельфина в низовьях реки
Карнали. Склоны гор не обезображены
пыльными грунтовыми дорогами, и здесь
по-прежнему полно деревень, куда можно
попасть только пешком.
Запад — наименее населенная часть страны. Суровый климат и сложный рельеф сделали жизнь на западе очень тяжелой. Например, регион Долпа является зоной с недостаточными поставками продовольствия: из-за высоты, сухости и рельефа просто невозможно вырастить на террасированных полях достаточно еды, а единственная караванная тропа с равнины не в состоянии обеспечить достаточный объем поставок еды. Зато Запад лишен всех проблем перенаселения, присущих центральной части: мусора, смога, грязи, тесноты.
Хумла
Запад — наименее населенная часть страны. Суровый климат и сложный рельеф сделали жизнь на западе очень тяжелой. Например, регион Долпа является зоной с недостаточными поставками продовольствия: из-за высоты, сухости и рельефа просто невозможно вырастить на террасированных полях достаточно еды, а единственная караванная тропа с равнины не в состоянии обеспечить достаточный объем поставок еды. Зато Запад лишен всех проблем перенаселения, присущих центральной части: мусора, смога, грязи, тесноты.
Верхняя Долпа
Из-за
труднодоступности и оторванности от
остальной части страны местная культура
почти не изменилась под влиянием белых
туристов. Здесь по-прежнему можно
встретить деревни, где существует
полиандрия (многомужество), последователей
древней религии Бон, да и просто местных
жителей, никогда не видевших белых.
Непальцы делают лодку-долбленку на берегу реки Бери
Уникальные
природные объекты: вершина Даулагири, высочайшая
гора западного Непала (8167 м), реки Карнали
и Туле-Бери, озера Рара и Пхоксундо,
национальный парк Бардия и многое-многое
другое
Почти полное
отсутствие других туристов. Если вы
были в треке вокруг Аннапурны или к
базовому лагерю Эвереста, то вы наверняка
помните эти толпы. Сотни, если не тысячи
туристов идут одним и тем же маршрутом,
и это очень мешает полностью погрузиться
в местную атмосферу и насладиться
экзотикой Гималаев. В Западном Непале
туристов меньше на несколько порядков.
За двухнедельный треккинг можно вообще
не встретить ни одного белого.
В совокупности
все эти факторы делают Западный Непал
местом для настоящего большого
приключения. Именно здесь по-прежнему
остались места для первопрохождений
или первовосхождений. Вы еще можете
открыть что-то по-настоящему новое.
Много ли таких мест осталось на нашей
планете?
Как добраться?
Как сказано
выше, дорожная сеть слабо развита в
западной части Непала. По южной границе
с востока на запад проходит главная
дорога Непала – Махендра хайвей. От нее
кое-где на север отходят дороги поменьше.
Но, по сути, ни одной дороги, ведущей в
Гималаи с равнины, пока еще нет. Добраться
в горы можно либо пешком, либо на самолете.
Настоящие воздушные ворота Западного
Непала — это два города: Суркет и
Непалганж. В оба из них можно доехать
на ночном автобусе из Катманду или
Покхары за приемлемые деньги (каяки без
проблем привязываются на крышу). Ну а
дальше к вашим услугам несколько
авиакомпаний и их крохотные
самолеты-кукурузники, идеально
приспособленные для перелетов в горах.
Аэродромы есть много где, но для туристов
наиболее интересны направления в
Симикот, Джуфал и Джумлу. Стоимость
билета разнится от направления. В Симикот
можно улететь дешево, долларов за 50, в
Джуфакл дорого, долларов за 120. Если вы
путешествуете с каяком, то покупка
билета и сохранение бюджета экспедиции
станет для вас творческой нетривиальной
задачей. См. мой рассказ про путешествиена Туле-Бери.
Непальский кукурузник в аэропорту Непалганжа
Джуфал - типичный аэродром западного Непала
В первую очередь
Запад Непала известен среди каякеров
двумя эпичными реками: Хумла-Карнали и
Туле-Бери. Они входят в четверку самых
интересных рек Гималаев вместе с
Дудх-Коси и Аруном. Обе требуют
экспедиционного стиля и относятся к
пятому классу сложности. Четыре — шесть
дней сложного интересного каякинга в
относительной оторванности от цивилизации.
Относительной — потому что деревни на
берегах рек все же есть, и там можно
ночевать и пополнять запасы простейших
продуктов типа риса, но не более.
Хумла-Карнали более сложная. Сплав
традиционно начинается из-под деревни
Симикот, хотя известно прохождение реки
прямо от тибетской границы группой
американских каякеров. Русские каякеры,
проехавшие Хумлу, описывают ее так: верх
как ущелье Башкауса, низ как Аргут.
Туле-Бери
попроще, однако, это тоже прекрасная и
удивительная река. Мы проехали ее вдвоем
с Кириллом Рогачевым осенью 2013 года, и
это путешествие стало для обоих одним
из лучших в жизни. Подробное описание реки по ссылке.
Золотой каньон Туле-Бери
Хумла-Карнали
Третья река,
которая, безусловно, является визитной
карточкой Западного Непала — это
Карнали. По сути, это нижнее течение
Хумлы-Карнали. Эта река широко известна
не только среди каякеров, но и среди
людей, занимающихся рафтингом. Карнали
традиционно входит в десятку лучших
рафтовых маршрутов мира, и не зря. А еще
это лучшая большая вода Непала. Мое
мнение такое: Карнали — самый лучший
маршрут для коммерческого рафтинга и
каякинга в стране. Причин несколько.
Во-первых, это отличный вайтвотер.
Большие, интересные, но безопасные
пороги класс III – IV-
в приличном количестве. Огромные волны
и бочки, много мест для серфинга и родео.
Во-вторых, Карнали протекает через
по-настоящему дикие джунгли, кишащие
различной живностью. В-третьих, долина
реки крайне слабо заселена, что создает
ощущение уединенности и оторванности
от цивилизации. Известная поговорка
гласит: «Каждый каякер обязательно
должен свозить свою девушку на Карнали».
Единственный
минус реки — достаточно длинный выкат
по гладкой, но текущей воде. Итого в
итоге мы имеем 4-6 дней отличного каякинга,
или 6-8 дней рафтинга. Из которых полтора
– два дня составит гладкая гребля среди
симпатичных пейзажей западного Непала.
Нижняя Карнали
Остальные реки
можно условно поделить на две категории:
эпичные ужасы и реки для девочек.
Эпичные ужасы
— это, например, первопройденная в
ноябре 2012 года река Лангу Кхола и
Мугу-Карнали. Пешая заброска через
пятитысячный перевал, затем 20 дней
автономного каякинга класс пять по
неизведанной реке. По мотивам той
экспедиции снят фильм Alone
on the river
Полный фильм
можно посмотреть онлайн за денежку.
К ужасам также
отнесем реку Тила (уклон 40 м/км при
приличном расходе), Бури-Ганга, верховья
Сани-Бери.
Реки для девочек
— это Бери, Сети-Нади и приграничная
Махакали. Все они третьего класса
сложности. Эти реки понравятся тем, кто
ценит уединенное путешествие по
нетронутым местам, красивые виды и
расслабленный сплав. Бери и Сети-Нади
также славятся прекрасной рыбалкой.
Лагерь на реке Бери
У всех рек
западного Непала есть общие черты: все
это экспедиционный сплав: еду и снаряжение
для бивака придется везти в корме лодки.
Дикость края также диктует определенные
требования: в случае чего сойти с маршрута
будет не так-то просто. Со многих рек
запада есть только один выход — плыть
вниз до тейк-аута. Эти особенности надо
обязательно учитывать при подготовке
к каяк-путешествия на Запад Непала.
Треккинг
Все, что написано
про реки Непала, относится и к треккингу:
дико, интересно, красиво, минимум
туристической инфраструктуры и других
туристов. Маршрутов достаточно много:
Кольцо вокруг Даулагири, вокруг озера
Рара, кольцо в верхней Долпе, Нижняя
Долпа, от Симикота до Джумлы и многие
другие. Треки совершенно разные, от
очень простых, как например маршрут
вокруг озера Рара, до сложных, таких,
как вокруг Даулагири. От дешевых, как
треки в Нижней Долпе для которых пермит
стоит 10 долларов, а порой вообще не
нужен, до очень дорогих, как Верхняя
Долпа, куда пермит стоит 500 долларов за
первые 10 дней, и еще 50 долларов за каждый
следующий.
Монастырь в деревне Тибрикот, Нижняя Долпа
У треков на
Западе страны есть две общих черты:
- Сложная логистика. На старт трека и/или с финиша придется лететь на самолете. Как указано выше, самолеты летают из Суркета и Непалганжа. До туда также можно долететь или доехать на ночном автобусе из Катманду или Покхары. Авиазаброска имеет ряд особенностей: по непальским меркам это дорого (в среднем 100 долларов за билет), во-вторых — это не очень надежно. Полеты могут отменить из-за непогоды, и придется ждать своего рейса. Запланировать точную дату прилета на старт и вылета с финиша трека сложно, обязательно надо иметь несколько дней в запасе.
- Вторая общая особенность треков на Западе — это отсутствие гестхаусов. Весь трек придется жить в палаточном лагере. Соответственно, палатки, спальники, коврики, горелки, кастрюльки и прочее снаряжение придется взять с собой. Запасы еды можно пополнять в деревнях, но на изобилие рассчитывать не стоит. У местных торговцев, как правило, можно приобрести рис, дал, сахар да китайскую лапшу.
Хотите носить
весь свой груз самостоятельно —
пожалуйста! Но чаще треккеры берут с
собой целый караван портеров. Обычно
непальские фирмы организовывают такие
треки по Английскому полевому стандарту.
Это значит, что в конце дня в чистом поле
силами ваших портеров и гидов будет
возведен палаточный лагерь с душем,
кухней, столовой, отдельными палатками
для сна и даже туалетом. Цена за караван
портеров и аренду всего снаряжения
соответствующая.
Озеро Рара
Рекомендую для
изучения сайт thegreathimalayatrail.org. Там вы найдете исчерпывающую информацию
о регионах Хумла, Мугу, Рара, Джумла и
Долпа, а также актуальные цены на пермиты
и много-много полезных советов по
организации треккинга в Гималаях.
Описаний самих маршрутов на сайте нет,
за исключением тех, которые входят в
Большую Гималайскую тропу (по сути
траверс Гималаев).
Узловые точки
треков на Западе Непала: Симикот, Джумла,
Джуфал, Джомсон. В одной из этих деревень
вы будете или начинать, или заканчивать
ваш трек. Все остальное происходит между
ними. Расскажу подробнее про Симикот.
Здесь проживают бхоти (дословно «люди
из Тибета), хотя сами они нередко называют
себя шерпами. Это очевидно, ведь попасть
в Симикот из Тибета значительно проще
(гравийная дорога вдоль верховьев
Хумлы-Карнали), чем из Непала (пешком за
несколько недель или на самолете). Здесь
можно наблюдать тибетскую культуру во
всей красе в том виде, какой она была до
китайского вторжения. Дополнительный
бонус Симикота — поднявшись в сторону
границы с Тибетом до деревни Керми можно
увидеть священную гору Кайлас. И совсем
необязательно для этого платить кучу
денег за треккинг в Тибете. Кстати, один
из возможных маршрутов к Кайласу
начинается именно здесь — в Симикоте.
Но чаще туристы ездят в этот трек через
долину Бхоти-Коси из центральной части
Непала.
Симикот и недавно заасфальтированная взлетная полоса аэродрома
Особого внимания
заслуживает национальный парк Бардия,
который расположен в низовьях рек
Карнали и Бабаи. Он считается самым
лучшим в Непале. Говорят, что после
посещения Бардии более популярный
национальный парк Читван кажется грязным
зоопарком. Жить в Бардии дорого, стоимость
ночи в Карнали Лодж составляет 225
долларов. Но я не знаю ни одного человека,
кто был бы в Бардии и пожалел о напрасно
потраченных деньгах.
Центральный
Непал быстро меняется. И не всегда в
лучшую сторону, по крайней мере для нас,
треккеров и каякеров. Строятся новые
дороги на месте старых троп, возводятся
дамбы на сплавных участках рек, все чаще
и чаще вместо приветственного «Намасте»
от детей приходится слышать «Give
me money!».
Наиболее удаленная и дикая западная
часть страны наименее подвержена
изменениям. Здесь по-прежнему можно
увидеть, как люди жили сотни лет назад,
и погулять по джунглям, которые выглядели
точно так же тысячи лет назад. Мне очень
нравится Дикий Запад, и уже которую
поездку в Непал я потихоньку исследую
эти реки и места: сперва это была
Туле-Бери, затем Карнали. Я намерен
продолжать. Этой весной в рамках тура
«Большая вода Непала» мы снова отправимся
на нижнюю Карнали. Расписание поездок лежит здесь. Новые треккингвые и
каякерские маршруты на Диком Западе
Непала ждут вес осенью 2015 года.
Фото Кирилла Рогачева, Дениса Моисеенко, а также с сайта thegreathimalayatrail.org
Фото Кирилла Рогачева, Дениса Моисеенко, а также с сайта thegreathimalayatrail.org
интересно, спасибо!
ОтветитьУдалить