Главный индуистский храм Непала - Пашупатинатх

Одним из самых моих любимых храмов стал Пашупатинатх. Это даже не храм, это целый комплекс. Большинству он известен по церемониям кремаций, проводящимся там. Но кроме этого он таит в себе еще много секретов. После первого посещения у меня осталось много вопросов, несмотря на то, что Антон нам показал и рассказал очень много. Во второй раз мы взяли местного гида и попытались найти ответы на вопросы, которые возникли. Многое стало понятней, но захотелось узнать еще больше! Для тех, кто туда собрался в первый раз, я попыталась описать самые основные вещи,  места и понятия, чтобы ничего не пропустить во время посещения и примерно понимать то, что происходит вокруг.


Общие сведения

Пашупатинатх считается одним из самых важных в мире святым храмом Шивы и является одной из главных достопримечательностей в Катманду. Он посвящён Шиве в обличии Пашупати, царя животных, или иначе господина живых существ. "Pashupatinath" происходит от трех санскритских слов: "пашу" (животное), "Пати" (защитник) и "Натх" (владыка). Каждый день к Пашупатинатху сходятся тысячи паломников со всего мира, преимущественно из Непала и Индии. 
В Пашупатинатхе проходят впечатляющие религиозные собрания и фестивали. Самый важный из них - Махашивратри, Великая ночь Шивы. Этот праздник выпадает на новолуние и по времени приблизительно совпадает с нашей Масленицей. Говорят, что это День Рождения Шивы, или, что это праздник свадьбы Шивы и Парвати, он связан с приближением весны. В эту ночь люди зажигают множество костров на всех улицах Катманду, постятся и не спят до утра, а в Пашупатинатхе происходит основное действо.  
В комплексе действительно есть, что посмотреть, он даже включен в список всемирного наследия ЮНЕСКО в 1979 году.

Как попасть в храм

Храмовый комплекс расположен совсем близко от аэропорта Катманду, в который мы все прилетаем.

Но вряд ли кому-то придет в голову ехать туда сразу после изнурительного перелета с пересадкой, возможно даже не одной. Поэтому все туда отправляются, как правило, сбросив вещи в гест-хаусе. Почти все отправляются туда из Тамеля, такси будет стоить от 400 до 600 непальских рупий. Ловить его лучше не в центре Тамеля, а выйдя за его приделы, возможно будет договориться дешевле.
Для тех, кто хочет посмотреть город и пройтись пешком, это тоже возможно:

Синим дорогу проложил гугл, но логичней идти как показано красным. Идти получится чуть больше часа, заблудиться почти невозможно.
Совсем недалеко от Пашупатинатха расположена самая большая в мире буддистская ступа Буддантах (Bodhnath). Логично отправиться прямо туда, выходя с северо-восточного входа после осмотра храмового комплекса или сделать наоборот. До ступы идти где-то минут 20-30 и немножко в гору.
Со ступенек северо-восточного выхода видно Будданатх:
Буддантанх возвышается над остальными постройками

Стоимость

Вход в храмовый комплекс будет платным с любого входа (с главного или с северо-восточного). Осенью это было кажется 1000 рупий с человека.
Также лучше запастись небольшим количеством мелких денег, чтобы давать их садху, если захотите их сфотографировать.
В главный храм вас не пустят ни за какие деньги, на входе стоит охрана и всех не индуистов туда не пускают, с этим строго.
После покупки входных билетов к вам может пристать непальский гид. В конце он потребует где-то 500 рупий с человека, если он вам не нужен, откажитесь сразу. Гид, которого мы брали, достаточно хорошо говорил по-английски и ответил на множество вопросов, которые терзали меня:)

Линга

Будьте готовы к тому, что такого количества шивалингамов – символов фаллоса Шивы, вы не встретите ни в одном другом храме Непала.
Лингам, или линга,— это мужской половой орган, который служит символической опорой у индуистов и воплощает созидательную мощь божества. Эта мощь первоначально представлялась соединением двух полов: устремленная вверх цилиндрическая колонна (мужское начало), вырастающая из квадратного чана, снабженного сточными канавками и сливным желобом, называемого йони (женское начало). Змея, свернувшаяся у основания,— символ непрерывного возвращения времени к своему началу. Этот ансамбль — символ союза Шивы с его творческой силой Шакти (его женой).
В Пашупатинатхе лингамы представляют как раз соединения двух начал.
На фото видно даже кусочек змеи, опоясывающей лингам снизу. 

История

В летописях Пашупатинтх впервые упоминается в 477 году, к тому времени здесь уже давно служили божеству Пашупати. Современный главный храм построен в XIX веке, на месте более ранних. Бык Шивы, Нанди, на 300 лет старше, а каменный лингам еще старее, однако не старше XIV века, потому что в это время храм и лингам были разрушены Моголами. На территории комплекса вы найдете и более древние памятники, например статую Будды VII века (в конце кремационных гатов, у храма Радж Раджешвари), или лингам V века (на террасах восточного берега реки).

Несмотря на то, что вход в главный храм разрешен только индуистам, вы сможете осмотреть все остальные постройки комплекса, расположенные на восточном берегу реки. Также вы можете заглянуть в приют для пожилых и смертельно больных людей, которые специально пришли умереть в святое место. Мать Тереза принимала активное участие в поддержке этого приюта. 

Легенда

Традиция утверждает, что это место почитается с незапамятных времен, а лингам, который стоит в храме, является нерукотворным (хотя на нем вырезаны четыре лица) и появился из земли сам собой. Существует легенда о том, как корова одного из жителей окрестностей убегала от него и выливала все свое молоко на землю в месте, где скрывался этот лингам. Хозяин проследил за ней и так нашел это чудо.
Другая легенда говорит о том, что Шива превратился в оленя, чтобы наслаждаться лесом в этих местах. Другие боги обнаружили его и схватили за рог, но Шива вырвался. а рог отломился и превратился в лингам. Причем при этом рог раскололся на 4 части, по количеству лиц, изображенных на лингаме в главном храме.

Основные объекты комплекса

Ниже приведена схема комплекса. Многие из объектов 1-9 мне не знакомы, мне кажется они все находятся в небольшой кучке маленьких храмов, возле гатов для кремации королевской семьи (Royal cremation platform).

Про основные же объекты (подписаны красным) можно кое-что рассказать:

На западном берегу реки стоят основные храмы, в большой храмовый двор вход закрыт для неиндуистов, но комплекс хорошо просматривается с другого берега реки, и можно наблюдать погребальные церемонии. Также на главный храм можно взглянуть сбоку, обойдя главный вход (с противоположной стороны от реки) слева и поднявшись по ступенькам
У подножия главного храма слева стоит несколько маленьких храмов
Вдоль реки расположены постаменты для погребальных костров – гаты (про них будет написано подробней ниже). У храмов — дом ожидающих смерти, куда приходят старики, и живут там последние недели под присмотром астрологов, точно определяющих момент их смерти. К северу от моста сжигают представителей высших каст, специальный постамент — для членов королевского рода. К югу от моста — постаменты для низких каст. 
фото сделано с моста, вид на гаты для низших каст
Погребальный ритуал довольно сложен, правильное его исполнение способствует хорошему перерождению в следующей реинкарнации. После сожжения прах пускают вниз по реке. В Багмати, как в Ганге, купаются для ритуального очищения. Там же омывают мёртвых перед погребением. По реке пускают вещи, которые ниже вылавливают садху или местные мальчишки:

По правому берегу, вверх по течению — пещеры для отшельников:


По другую сторону от храмов — приют, организованный Матерью Терезой, в котором получают еду нищие и бездомные. При приюте несколько шикар — индуистских храмов в виде свечек.



На другой стороне реки — 11 маленьких храмов Шивы с лингамами



Всего в комплексе 108 таких небольших линга-храмов.

По ступеням поднимаешься в обезьяний парк, где сотни обезьян прыгают и висят на ветках. Пашупати — покровитель животных, поэтому обезьянам уютно у храмов комплекса.



В северо-восточном углу двора храма находится небольшая пагода, храм Васуки, царя нагов. Васуки выше талии имеет форму Нага (мифического змея), в то время как нижняя часть - запутанный клубок из туловищ змей. Согласно местным поверьям, Васуки поселился здесь, чтобы защитить Пашупати. Часто перед входом в главную святыню можно увидеть преданных жителей, обходящих и поклоняющихся Васуки. 
В глубине парка на холме — Гокарнатский храм (Gorakhnath Temple), охраняемый полицией, запрещающей туристам отступать от тропы вправо и влево, далее к реке за поворотом — большой комплекс Гухъешвари (храм женского начала, куда ходят мужчины. У лингамов молятся обычно женщины), а в другую сторону храм Вишварут, посвященный вселенской форме господа Вишну. 
Гухешвари (Guhyeshwari Temple) сооружен в честь супруги Шивы, богини Сати (Парвати). Интересное название храма является сочетанием двух непальских слов: guhya (дословно — женский половой орган:)) и ishwari (богиня). 
ворота храма Гухешвари





Садху

Пашупатинатх — излюбленное место, где собираются садху — странствующие индуистские монахи.
При входе в парк на террасах сидят садху. 

Шиваистские садху — обычно одеты оранжевую тогу, на лбу краской-пуджей нарисованы горизонтальные линии, носят трезубец в руках. Садху не стремятся к лучшим перерождениям,  поскольку уже достигли его в материальном мире, а стремятся постичь высшие миры. После смерти их не сжигают на кострах, как других. Они обычно одеты в чистую одежду броско-оранжевого цвета (их колоритные одеяния привлекают множество желающих их сфотографировать, что они охотно позволяют за пару долларов). Одни демонстрируют асаны и собирают деньги с туристов, другие спокойно слушают магнитофон с шиваистскими гимнами и курят марихуану, прославляя бога Шиву.
Простые люди часто называют садху баба. Название баба пришло из Индии, на многих индийских языках, слово баба означает отец или дядя. Иногда к баба прибавляется уважительный суффикс джи — бабаджи. 
Гид нам рассказывал, что они прямо так и живут в небольших храмиках Шивы, которые расположены в огромном количестве на восточном берегу реки. Прогулявшись чуть ниже по течению по восточному берегу, мы обнаружили дворик, где обитают садху в «нерабочее время»:


В этом дворике есть статуя Гаруды


Садху начинают день с омовения в воде, покрывают тело мелом, очень мало едят, соблюдают годами обеты молчания, сутками стоят на одной ноге или с поднятой вверх рукой. Большинство садху делает это, чтобы вырваться из круга перерождений (колеса сансары) и обрести духовное освобождение - мокша, по-другому нирвана. 
Есть несколько категорий садху:
Натхи — йогины, преимущественно шиваиты, наиболее большой из йогических орденов.
Нага-бабы — это живущие обнажёнными садху с бородами и большими дредлоками.
Агхори — это категория садху, которые живут в компании с духами, часто на кладбищах, шмашанах. В индуизме существует огромное количество путей к Богу, путей духовного самовыражения, которым и следуют различные группы садху.

Церемония кремации

Храмовую территорию Пашупатинатха прорезает река Багмати, впадающая в священный Ганг. Так что вполне понятна логика, почему именно в Багмати скидывают то, что осталось после сожжения. Все унесет в Ганг. Для непальцев Багмати – священная река, которая все грязное, мирское, болезненное и временное превращает в очищенное, волшебное, здоровое и вечное. Поэтому сюда скидывают и мусор, и трупы, а так же купаются, смывая с себя грязь и грехи живые люди. Мертвых обмывают тоже в Багмати. 


Считается, что живой, посетивший это место, очищает себя и в следующей жизни никогда не родится собакой. Для живых на берегу для церемонии установлены душевые, в которых родственники и участники могут омыться. После купания — облачение в траур. Белый цвет – траурный. Это цвет скорби, печали и смирения, одновременно он символизирует высокую, чистую сущность, самообладание и высшую духовную трансформацию. А человек, после смерти кремированный в Пашупатинатхе, имеет большие шансы получить хорошее перерождение. Поэтому и грустить здесь не принято. Только в ритуальных целях. 

Многочисленные каменные ступенчатые сооружения по берегам Багмати называются гаты. Обычно их используют для ритуального омовения живых и мертвых, а также для ритуального сожжения. 
Тумбы – это гаты для сожжения, ступеньки между ними – это гаты для омовения живых. Тумбы слева по течению (круглые) – это площадки для поминовения только что сожженного. На них умещается 2-4 человека и тряпка-скатерть для ритуальной поминальной еды. Есть специальные люди, которые за небольшую плату готовы помянуть с тобой умершего. Надо сказать, что большинство туристов (в том числе и я, в первое свое посещение) используют их для того, чтобы посидеть на них и посмотреть процедуру кремации, а еще лучше  - пофотографировать. Это проявление неуважения, лучше фотографировать со ступенек и передохнуть на них же. Для этого как раз можно использовать ступенчатый амфитеатр, который и представляет собой места для зрителей.
Есть специальный постамент для членов королевской семьи, он называется Арья (благородный) Гат (Arya Ghat). Говорят, что после трагических событий 1 июня 2001 года и кремации всех членов королевской семьи, постамент законсервирован навсегда (ведь королевская династия прервалась, и форма правления сменилась с монархии на парламентскую республику). На гате королевской семьи имеется металлическое изображение Вишну на тысячеголовом змее Шешу. Гаты для простых людей без таких барельефов и называются Басмешвар Гат (Bhasmeshvar Ghat). 
гаты для обычных людей, слева кусочек круглого гата для поминовения
Вернемся к особенностям церемонии.
Самый старший сын или близкий родственник начинает процесс кремации — зажигает огонь, вставляя в рот покойнику щепку. 
Старший сын сжигает тело отца, младший - тело матери. Если сыновей нет, то проводами в последний путь руководит ближайший родственник, мужчина. Если умирают дети, то ведущую роль в кремации выполняет отец. Отца нет - ищут опять-таки родственника мужского пола. Если и родственников нет, то тело сжигают местные работники. 
Покойника принято обходить по кругу по часовой стрелке три раза, по количеству главных индуистских божеств, также случается что и самого усопшего обносят по кругу гата 3 раза.
Государство обязало непальцев прибегать к услугам сжигателей. Говорят, их число неизменно и всегда равняется 40-ка.
Если близкий родственник (мужчина) сожженного хочет показать особую скорбь, он снимает свои одежды и обривает голову наголо. 
на фото слева родственник обривает голову
Существует версия, что эта традиция не древняя. Пишут, что непальцы обривают головы в знак траура по принцу Дипендре, якобы убившему свою семью и покончившему с собой (в народе по-прежнему ходит совсем другая версия событий, согласно которой Дипендра — невинная жертва).
Это действие обычно длится приблизительно от одного до четырех часов, после чего пепел спускается в реку. 

Главный храм 

Храм Господа Пашупатинатхе стоит в середине открытого двора. Это квадратной формы пагода, во дворе которой через ворота можно разглядеть огромную статью быка Нанди. 

Охранники хоть и не пускают внутрь, вполне дружелюбно расступаются, чтобы дать возможность рассмотреть дворик и сфотографировать. Также можно увидеть стоящую боком ко входу статую короля обезьян Ханумана. Такая же есть в Дубар сквере. Это божество считается главным защитником от всяческого зла.

Как уже говорилось выше, лингам, который стоит в храме, по легенде является нерукотворным и появился из земли сам собой. Он высотой около трех футов с четырьмя лицами. Все эти лица имеют разные названия и значения.
Четыре лица, изображенные на лингаме Bhu linga (с хинди: появившийся сам с собой), который также называется Chatur-mukh, смотрят на четыре стороны света. Считается что есть еще пятое лицо, расположенное над четырьмя лицами. Пятое лицо невидимое, с глазами без век, также известное как Nirakar (в переводе с хинди: бесформенный).
Имена каждого лица бога Пашупати:
1) Aghor – лицо, обращенное на юг
2) Tatpurush или Jaggarnath - лицо, обращенное на восток.
3) Vamadeva – лицо, обращенное на северную сторону. 
4) Sadhyojata – лицо, обращенное на запад. 
5) Пятое лицо бога Пашупати известен как Ишан (Ishan). Это лицо является невидимым. Это лицо является главным лицом бога Пашупатинатхе. Это лицо также известно как Шива Шакти. 
Эти лица также определяются как символ четырех дхарм (из самых известных мест паломничества для индуистов) и четырех Вед (священных книг индуистов). Изображения Вишну (Vishnu), Сурья (Surya), Деви (Devi) и Ганеша (Ganesh) также помещены в святилище храма.
Неиндуистам в храм заходить запрещается, но уменьшенную версию этого лингама, стоящего в главном храме, обычные туристы могут увидеть во дворе рядом с приютом (там где стоят храмы-свечки).

Напоследок

Хоть белые люди априори уважаются непальцами, как представители высшей касты, соблюдать некоторые обычаи все же стоит, хотя бы чтобы проникнуться духом и культурой:
Обходить все реликвии по часовой стрелке
На залезать на поминальные гаты
Давать садху денег, если все же решились фотографировать их
Если вам не нужен гид, то сразу настойчиво и вежливо откажитесь от его услуг. Это намного лучше, чем если вы ему не заплатите или дадите совсем смешную сумму в конце
А вообще непальцы очень терпеливый и дружелюбный народ и посещение их главного индуистского храма не оставит вас равнодушным и лучше всего все увидеть самому. Надеюсь статья поможет разобраться что там к чему.
Кстати, посещение Пашупатинатха - часть почти любого тура Ticket2Ride. Расписание на весну лежит здесь

Источники

Статья из википедии
Здесь подробно рассказывается о хосписе
http://indonet.ru/travelguide/Nepal/katmandu-stolitsa/Pashupatinath
http://www.nepalrudraksha.com/index.php/pashupatinath-temple
http://discover-nepal.tripod.com/
http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/71378
http://www.chinatrips.ru/katmandu/attraction/pashupatinath.html
http://www.interesmir.ru/pashupatinath-konets-zemnoy-zhizni-chast-1/ - интерсное и подробное описание церемонии кремации в Пашупатинатхе. Там много частей
http://www.pbase.com/digitales/image/121615207
http://www.symbolarium.ru/index.php/%D0%9B%D0%B8%D0%BD%D0%B3%D0%B0
http://iso100.ru/blog_showfull/1140.html
http://www.sacred-destinations.com/nepal/kathmandu-pashupatinath
https://parawartan.wordpress.com/2012/03/
http://vedaclub.com/index.php?name=pages&op=view&id=1205
http://www.habit.ru/78/433.html
http://www.aif.ru/society/religion/1186939

Видео про Пашупатинатх:

Комментариев нет:

Отправить комментарий