Почти все мое снаряжение на одном фото
Хорошо
быть прорайдетом: цена снаряжения перестает быть определяющим фактором,
катаешься в том, в чем хочет спонсор, а он обычно заинтересован, чтобы райдер
был одет с иголочки и имел самое новое снаряжение. Однако, всему хорошему
приходит конец: мой спонсор решил временно свернуть райдерскую программу, и я
попал под сокращение. И вот перед большим путешествием по Индии во весь рост
встала проблема закупки нужного каякерского снаряжения, «удачно» совпавшая с
ростом цен на валюту, а, следовательно, на все остальное тоже. Эта статья о
том, как я выкрутился, то есть о том, как потратить как можно меньше денег при
покупке снаряжения для экспедиционного каякинга.
Начнем
с того, что кое-что у меня осталось с прошлых времен и не требовало покупки или
замены. Это шлем, юбка, спасконец, налокотники. Все остальное предстояло как-то
и где-то раздобыть.
Лодка
В
какой-то момент становится очевидно, что бренд, новизна и мода на лодки не так
уж и важны. Плавать можно на чем угодно, лишь бы в нем не было сквозных дыр.
Вот Миха Говор, например, уже воспел старый-престарый Prijon Hurricane. Я решил пойти тем же путем, но на Мишин радикализм оказался не готов. Я
подобрал олдскульный, но все же крикер – Eskimo Salto, вторая модель, легко отличаемая по двухцветной раскраске.
Причина
выбора Сальты одна – это ее неубиваемость. Эскимо делало свои лодки по
технологии blowmold, что
гарантировало высочайшую прочность пластика. Это также позволяло сократить вес
и отказаться от использования пиллерсов, что делает корму лодки очень
вместительной и позволяет запихнуть туда все, что нужно в длинной экспедиции.
Ну а
теперь про каяк. Сальто – по современным меркам весьма маленькая лодка. Однако,
в целом ее поведение весьма похоже на современные крикеры: она легко буфит,
хорошо всплывает, легко крутится.
Однако, она медленная. Я оценил это на соревнованиях по слалому на
Малабар фесте. Первую попытку я откатал на Сальте, вторую на Ваке. Разница
составила восемь секунд на трассе, которая проезжается за две минуты. Второй минус
– это поведение на крене. Не знаю почему, но Сальто едет на крене как-то совсем
по-особенному и порой непредсказуемо. То есть если разогнать современную лодку
и накренить ее влево, то она поедет влево. А вот куда поедет Сальто – я пока не
могу сказать.
Еще
одна особенность – это низкий борт и плоская дека. Из-за этого Сальто не
прощает ошибок с кренами и в случае чего отлично летает через корму. Вряд ли
это можно назвать минусом, ведь хорошая обратная связь заставляет быстрее
учиться и исправлять ошибки.
Аутфиттинг
прост и брутален. Главная проблема – это спинка. Она расположена слишком низко.
Порой складывается ощущение, что толку от нее вообще нет.
Несмотря
на перечисленные минусы я доволен своей покупкой. Сальто обошлась мне всего в 200
долларов. В конце индийского путешествия я собираюсь продать ее за те же деньги.
Покупатель уже есть.
Весло
Прошлой
осенью по дороге из Непала авиакомпания сломала мои весла. Мой рабочий Lettman был
сломан по основанию лопатки. Друзья цокали языками и сочувственно хлопали по
плечу, типа «такое не лечится». Я написал производителю, немцы ответили, что
готовы выслать мне запасную половинку за каких-то 360 евро.
А
потом я, без особой надежды, написал письмо Александру Чигидину из компании Waterlogy. Он взялся за ремонт, результатами
которого я с удовольствием пользуюсь. Весло было починено без ущерба прочности
и функциональности за каких-то 2500 р.
Мораль
сего рассказа такова: даже самые безнадежно сломанные весла могут починить
правильные люди. И стоит это совсем недорого.
Было
Стало
Спасжилет
На
помощь бедным каякерам приходит импортозамещение и пермская компания Tulum. Я уже писал подробно
про этот жилет. Он мне очень нравится, в нем есть все, что нужно для каякинга
любого класса сложности. Цена: 4000 рублей.
Термобелье
И
снова импортозамещение. На этот раз от компании «Сплав». В их ассортименте вы
найдете много разного термобелья, а главное – костюмы-изотермики для спелеологии, которые отлично подходят для поддевки под драйсьют. Изделие уникальное: ни у
одной зарубежной каяк-конторы такого нет. Во время холодной высокогорной
экспедиции на реки Тсарап-Чу и Занскар я был просто счастлив пользоваться этим
изотермиком. Я одел его на старте и снял через два дня на финише. Ну и приятная
цена от 3900 р.
Обувь
При
выборе сплавных ботинок у меня было несколько обязательных требований:
- Обувь не должна скользить на мокрых камнях
- Её не должно смывать при заплыве
- Её можно носить не только на реке, но и в городе, не пугая окружающих
- Она должна выдержать большое путешествие по Индии
Из-за
третьего критерия я сразу отмел все неопреновые сапожки и ботинки, а также
популярные за бугром копыта Five-Ten для
каньонинга. Из-за четвертого – всю продукцию фирмы Astral (у меня
был крайне негативный опыт использования их ботинок Rassler). Новые Palm Gradient на
момент старта путешествия еще не привезли в Россию, да и ценник обещали
заоблачный.
Приемлемый
вариант был найден в ассортименте Adidas. У них есть серия обуви для занятий водными видами спорта
с нескользящей подошвой (такая была на первых астраловских ботинках), из
которой я выбрал Boat lase shoes. Эти ботинки соответствуют всем моим требованиям к сплавной обуви, а еще они
очень легкие и быстро сохнут. Минусы: хотелось бы, чтобы они были повыше, до
лодыжки. В отверстия для слива воды набиваются мелкие камушки, и их потом
сложно оттуда выковыривать.
Цена
весьма приятная: 3600 р
Сухая одежда
А
вот на сухой куртке и драйсьюте я экономить не захотел по той причине, что
разница в цене непосредственным образом отражается на качестве. Дешевые костюмы
от NRS
начинали нещадно течь через четыре месяца эксплуатации, а я планирую
использовать сухую одежду несколько долгих сезонов. Тестировать на себе
китайские поделия я не рискнул.
В
качестве куртки для теплых стран я выбрал Immersion Research с коротким рукавом и латексом
со всех сторон. Это старая модель, которую уже не выпускают, поэтому мне
удалось урвать ее с приличной скидкой. Покупкой я остался доволен: куртка
поддерживает оптимальный баланс теплоты. В ней не жарко и не холодно, и почти
всегда сухо. Отличный выбор для холодной воды и теплой погоды, как, например,
на реке Алакнанда или Инд. Минусы: отвратительный зеленый цвет. Цена: 104 доллара со скидкой
Сзади каньон Алакнанды, на лбу тика - благословение от индуистского монаха
Для
холодных стран и рек я купил сухой костюм Sandiline Kayak Extreme 4L. В нем есть все, что нужно: латекс со всех сторон, вшитые носки из той
же ткани, что и драйсьют, усиления на локтях, попе и коленях, молния сзади.
Отдельно хочется отметить очень удобный крой и отсутствие застежек-липучек на
внешнем воротнике и запястьях. Ничто не стесняет движения. Я откатался в нем
месяц в Ладакхе в очень тяжелых для снаряжения условиях: атомное солнце
высокогорья, песок и мелкая взвесь ледниковых рек, крем от загара. Качество
костюма оказалось на высоте. Из минусов могу отметить недостаточную длину
неопренового воротника: из-под него иногда вылезает латексная манета. Цена
такого драйсьюта весьма привлекательна: 46500 р
То и другое было приобретено в компании WW-School
Ёмкости непотопляемости
Также
достались мне от магазина Tulum.
Простые, прочные, надежные. Хотелось бы, чтобы шланги сосков были подлиннее, но
в целом это замечательное изделие. 800 рублей за штуку, итого 1600.
Гермомешки
На
помощь снова приходит компания «Сплав». У меня драйбэги этой компании двух
типов. Цилиндрические из плотной тезы и конические из тонкой ткани. Первые я использую, когда вес снаряжения не так важен, как его прочность
(автозаброски на индийских автобусах и джипах), вторые – когда вес важнее
прочности (длинные экспедиционные сплавы с пешей заброской или длинными
обносами). Первый тип мешков проектировался для спелеологии, и это значит, что
они практически не протираются. Второй тип более нежный. Однако, в случае
прокола их легко чинить серебряным скотчем.
Цена
820 р. за герму из тезы, и от 660 р. за тряпочную.
В
качестве альтернативы могу посоветовать всем известные гермы Stream. Они легче и менее долговечны,
чем тезовые сплавовские, но прочнее и тяжелее тряпочных.
Береговая
одежда и снаряжение также были мною приобретены в российской компании «Сплав».
Но это тема отдельной статьи. Скажу только, что цены «Сплава» в два – два с
половиной раза меньше зарубежных аналогов, плюс в их ассортименте вы найдете
много уникальных изделий, как будто специально разработанных для
экспедиционного каякинга.
Фото и видео
Happiness is only real, when shared.
Счастьем надо делиться с
друзьями. Если вас разделяют тысячи километров, то лучший способ для этого –
фотографии и видеозаписи. Для этого нужна фото- и видеокамера.
В
прошлом году я продал здоровенную зеркалку и пеликейс к ней. Слишком тяжело и
неудобно возить все это в лодке между ног или таскать через высокие перевалы в
рюкзаке. В качестве фотокамеры по совету товарищей я выбрал водонепроницаемую
мыльницу Olimpus Tought TG-3.
Подробный фото-разбор этой камеры без проблем найдется в Интернете, я же
расскажу только о тех особенностях, на которые обратил внимание во время
большого путешествия.
Плюсы:
- Хорошее качество съемки. В этом можно убедиться, просмотрев фото в этом и двух предыдущих постах блога
- Возможность возить камеру в жилете позволяет делать гораздо больше фоток, чем с зеркалкой, потому что отсутствует долгий и нудный процесс доставания-убирания камеры в водонепроницаемый бокс.
- Малый размер и вес
- Камера заряжается от USB-адаптера, через специальный провод. Не надо таскать с собой специальную зарядку только для фотоаппарата.
А
теперь минус, который перечеркивает все плюсы. Водонепроницаемые лючки
аккумуляторного отсека и разъемов, несмотря на двойную систему запирания, самопроизвольно
открываются от тряски. У меня такое случалось уже трижды. Один раз камера набрала
воды, но после недели старательного высушивания заработала снова (на объективе
остались следы капель), но это скорее везение. Теперь я заклеиваю лючки
серебряным скотчем. Ударопрочность тоже весьма сомнительная. Как-то раз камера
выпала из кармана шорт и экран покрылся трещинами. Через них внутрь начала сочиться вода. Как писал Пелевин: «У Вована
же джип от нормальных людей бронирован, не от выродков!». Ударопрочность и
водонепроницаемость Олимпуса рассчитана на пляжников, а никак не на каякеров.
В
итоге камерой я недоволен. Но отрицательный опыт – тоже опыт.
Цена
18500 р.
UPD. После возвращения из путешествия Olympus починил фотоаппарат по гарантии.
Видеокамера.
Отношения с GoPro у меня не складываются. Первая была украдена вместе со
шлемом в Чили, вторую оторвало с головы (почти что вместе с ней) в США. Я решил
купить что-нибудь дешевое, благо, китайцы научились делать аналоги.
Я
выбрал камеру Xiaomi Yi,
начитавшись хвалебных отзывов в Интернете. Что касается съемки видео и фото,
хвалебные обзоры действительно не врут. Качество на уровне последней GoPro. Аккумулятор весьма
долго держит заряд. Однако, есть особенности. Камера страдает от плохой
эргономики. У нее нет экрана, и индикация крайне неочевидная из-за маленьких и
неправильно расположенных светодиодов и тихих звуков. То есть порой невозможно
понять, снимает ли камера или нет, и что именно она снимает: фото или видео.
Все настройки камеры производятся исключительно через приложение на
смартфоне.
Минус
номер два: очень плохие аксессуары. Камера продается совсем голой, и аквабокс,
точки креплений и ножки придется покупать отдельно. Крепления и ножки
совместимы с GoPro и я настоятельно советую покупать именно гоупрошные, потому
что китайские рассыпаются от незначительных ударов. Аквабокс для Xiomi нужен
особый. Существует несколько вариантов от разных производителей. У первого
моего бокса лопнула защелка, второй, оригинальный, также имеет проблемы с
защелкой – она слишком легко открывается.. Кроме того, кнопки оригинального
бокса плохо ощущаются замерзшими пальцами.
Третий
минус: после включения камера требует пятисекундной подготовки к съемке. Очень
легко упустить нужный момент.
В
общем, к камере претензии небольшие (к криворукому управлению со временем
привыкаешь), а вот качественных аксессуаров от китайцев стоит еще подождать.
Может, они научатся делать нормально.
Цена:
5000 р. - камера, 2500 р.
- оригинальный бокс. Если покупать в Китае, то заметно дешевле.
В
общем, если не зацикливаться на названиях известных брендов и моде на все новое, то
бюджетный комплект снаряжения собирается без особого труда и, что самое важное,
без ущерба комфорту и безопасности сплава. А сэкономленные деньги можно и нужно
потратить на тренировки и новые путешествия.
Комментариев нет:
Отправить комментарий