Страницы

Курсы гидов Международной федерации рафтинга (IRF)

Летом 2015 года я прошел курс и получил сертификат рафт-гида, сейфети-каякера и трип-лидера от Международной Федерации Рафтинга (IRF). Это был очень интересный и полезный опыт. Я узнал много нового, получил множество полезных навыков и привел свои знания к общему знаменателю.
После курсов многие просили меня рассказать, что это такое. Наконец-то в постсоветской водной тусовке появился интерес к получению знаний и навыков, необходимых для организации безопасных и интересных коммерческих путешествий.
Поскольку я уже немного устал отвечать на одни и те же вопросы про курсы IRF, я написал эту статью.

Преамбула
Международная федерация рафтинга (IRF) – это некоммерческая негосударственная организация, целью которой является развитие всех видов активности на бурной воде. Об IRF можно узнать больше на сайте.
У нас в России назвать себя гидом может каждый. Общепринятой сертификации не существует. Это значит, что невозможно понять, человек, работающий гидом – просто гопник, устроившийся на неделю на непыльную работу, или настоящий профессионал своего дела. Сертификация IRF – это подтверждение того, что прошедший ее гид обладает всеми необходимыми знаниями и навыками для своей работы.
Что такое курсы IRF? В федерации есть несколько десятков тренеров, проводящих курсы и сертификацию гидов по всему миру. У IRF есть стандарт знаний и навыков, которым должен соответствовать гид. Фактически, курсы – это на 80% проверка знаний, а на 20 обучение, а сертификат – подтверждение, что навыки гида соответствуют стандарту IRF.

Что дает сертификат IRF и зачем он нужен?
Со знаниями и навыками все понятно. Они никогда не бывают лишними. Особенно если они приведены в систему.
Сертификат IRF – это как знак качества на лбу.
Еще это умение общаться на одном языке с любым каякером или рафтером в мире.
Это возможность устроиться на работу в большинстве зарубежных стран (да-да, в иностранные компании не берут без прохождения курсов IRF и сертификата первой помощи Красного Креста). Правда, в некоторых странах существует своя система сертификации гидов, обязательная для прохождения.
Это связи. Если вы покажете себя хорошо, ваш инструктор может найти вам работу сразу после окончания курсов, например, в Исландии, Новой Зеландии или Марокко.
Сертификат IRF – это козырь при устройстве на работу и рычаг для выбивания повышения зарплаты из начальства.
Для владельцев рафт-компаний курсы IRF – это возможность натренировать своих гидов, тем самым повысить безопасность и качество оказываемых услуг. А также, если все ваши гиды имеют сертификаты, реклама вашей компании на сайте IRF

Кому нужен сертификат?
Получается, что всем. Гидам – чтобы хорошо делать свое дело, требовать прибавку к зарплате и иметь возможность работать в иностранных компаниях за приличные деньги. Владельцам турфирм – для того, чтобы при приеме на работу отличать профессионалов от гопников, повышать качество и безопасность своих услуг, продавать более дорогие туры и получать преимущества перед конкурентами. Потребителям – чтобы отличить хорошую рафтинговую фирму от опасной колхозной самодеятельности.

Как все это происходит?
Я прошел курс в Ладакхе, Индия, на базе компании WetnWild Explorations. Реки Занскар и Инд. Пять дней интенсивной работы с раннего утра до позднего вечера. Вместе со мной курсы прошли еще четверо местных парней.


Из чего состоит курс?
Проверка личного снаряжения. Спасжилет с трамваем, свисток, нож-стропорез, каска, гидрокостюм, обувь, юбка для каякеров, спасконец, переворотка, пинкит. Проверяется понимание участников курса, зачем все это нужно и как этим пользоваться.
Полдня было посвящено проведению инструктажа и общению с клиентами. В конце проверка: надо провести брифинг молча, только жестами. Как будто рафт полон глухонемых людей. Общение с клиентами во время сплава. Как сделать так, чтобы они хорошо гребли и получали от этого удовольствие. Главная идея – нет плохих клиентов, есть плохие гиды. Это была очень полезная лично для меня часть курса.
Затем сплав на рафте. Сотни разных упражнений. Кормовые траверсы, заходы в улова, раскрутки, перемещение центра тяжести в рафте и пр. В порогах инструктор давал задачи типа: проведи рафт так, как будто в нем сидят девяностолетние старушки с кардиостимуляторами. Или как будто в нем жадные до адреналина молодые здоровяки.
Еще одно упражнение: испытуемого привязывают за ногу веревкой, выкидывают за борт на ровном участке реки. Оставшиеся в лодке гребут вперед. Задача – достать стропорез и освободиться от веревки.
Попутно мы практиковались в общении жестами. Знание международной системы речных сигналов отрабатывалось постоянно во время курсов. Задания были такие: покажи, что второй рафт в группе перевернулся и намотался на камень, два клиента в воде, один под рафтом, один на правом берегу, нужна веревка и весло.
Каждый вечер мы занимались веревками. Десяток узлов, сотня способов применения. Организации станций, полиспаст, подъем и спуск по закрепленной веревке. В конце тест: за пять минут надо организовать станцию за три кольца рафта и связать полиспаст. Дело происходило в темноте, чтобы было интереснее.



Следующий день – спасработы. Началось все с общей философии спасения. Keep it simple - keep it safe – не усложняй и не рискуй. Youteamvictum – порядок, в котором расставляется приоритет безопасности. Дальше мы занимались работой на мелководье. Хождение реки вброд разными способами, умение перечалить рафт без людей на другой берег корабликом. Тест: перебродить полреки, снять беспомощную жертву с камня, перебродить обратно.

Следующий пункт – tention diagonals. Я не знаю, как перевести это на русский. В общем, переправа рафта или человека через реку по веревке, натянутой под углом к берегу.
Затем – плавание по-собачьи. Надо было дважды траверснуть относительно бурную протоку Инда вплавь и зайти в два улова.
Кидание спасконца. Задача была такая: плывет жертва – надо попасть в нее морковкой. Жертва берет ее и тут же отпускает и плывет дальше. Через двадцать секунд плывет вторая жертва, надо попасть в нее размотанным спасконцом и вытащить на берег.
Переворот рафта. Лодка стоит в улове метрах в 10 от берега. Надо доплыть до нее, залезть, перевернуть, залезть на перевернутую, посчитать воображаемых клиентов, поставить на ровный киль, снова залезть. Норматив – 2 минуты.


Третий день  – работа сейфети-каякера. Как затолкать рафт в улово носом, затем руками, как возить его за собой на трамвае. Перевозка заплывших клиентов на носу и на корме. Тест: в нехилом большом пороге надо было перелезть из каяка в рафт и принять командование.
Вечером того же дня мы сдавали общий экзамен: брифинг, знаки, узлы, разные системы полиспастов.
На следующий день мы сдавали практический экзамен: инструктор давал ситуацию, надо было ее разрулить. В нашем случае это был клиент со сломанным бедром на острове, ниже острова воображаемый водопад, надо переправить пострадавшего на берег. Вторая ситуация: человек со сломанной спиной. Надо эвакуировать его из каньона. В качестве жертвы был выбран самый жирный британец Даз. Вместе с четырьмя мелкими индусами мы тащили стокилограммового Даза вверх по сыпухе под палящим солнцем на высоте 3100 метров. Было непросто.
На этом курс для гидов и сейфети-каякеров заканчивается. Если вы хорошо себя покажете в процессе, то инструктор может предложить вам сдать экзамен на трип-лидера (руководителя группы). Такое предложение получил индус Папу и я.

Экзамен на триплидера для меня стал самой интересной частью курса. Это было очень весело. Смысл в следующем: все, кроме экзаменуемого, договариваются, какую ситуацию создать. Далее группа заплывает в порог и каждый начинает играть свою роль. Задача триплидера – разрулить ситуацию.
Итак, у нас было: два рафта с клиентами, экзаменуемый – капитан одного из них, еще один гид на второй лодке. Есть два сейфети каякера.
Ситуация: с моего рафта выпали все, кроме одного клиента и меня. Со второго рафта выпали все, кроме паникующего клиента, который мешает спасработам. Один из заплывших без сознания. Задача - скоординировать действия команды и всех спасти.
Больше всего нервничали во время экзамена случайные зрители. Они же не знали, что это только учения.

Чего в курсе нет?
Нет первой помощи. Этот вопрос курс не затрагивает совсем. Вообще, сертификат гида IRF работает только вместе с сертификатом о прохождении курсов первой помощи. Я прошел их в российском Красном Кресте. Чего и всем желаю. Там вы получите очень полезные навыки, которые могут спасти кому-то жизнь. Если вы сплавляетесь, ходите в горы, путешествуете по развивающимся странам, то рано или поздно навыки первой помощи вам обязательно пригодятся.


Что в итоге?
По результатам курса и экзамена все участники получат сертификат. Но что в нем будет написано, зависит от двух факторов. Первый – это река, где проводится курс. У нас это были участки Занскара и Инда, класс три. Следовательно, нельзя было получить сертификат выше третьего (класс соответствует сложности реки, на которой можно впоследствии работать). Это логично, поскольку нельзя на реке класс два провести курс класс пять. Второй фактор – как вы себя показали и сдали экзамены. Один из индийских парней получил сертификат класс два, потому что много тупил. Остальные получили сертификаты рафтгидов и сейфети-каякеров класс три, а мы с Папу - еще и триплидеров класс три.
Инструктор впоследствии отправил нам подробный разбор полетов с рекомендациями, на что обратить внимание, что подтянуть, какое снаряжение докупить.
После курсов информация обо мне появилась в списке сертифицированных гидов на сайте IRF, по почте пришла карточка-подтверждение. Сертификат действует один год. Если в течение годы я поучаствую более чем в трех турах в качестве гида или трип-лидера, то действие сертификата продляется еще на год.


Где, кто и почем?
Вот здесь можно ознакомиться с расписанием курсов IRF по всему миру, а также со списком инструкторов. В принципе, если наберется кворум и есть база для проведения, то инструктора можно выписать к себе. Наш курс вел британец Mark Hirst. Вот сайт его компании. Отличный человек, у которого я очень многому научился всего за несколько дней курса. Очень рекомендую.
Стоимость устанавливает инструктор. В Индии было относительно недорого, потому что Марку это было интересно самому и ему было по пути в Непал. Ну и платежеспособность индийских речных бомжей тоже была принята во внимание.

Заключение
Лично для меня курсы IRF и Красного Креста стали самым полезным вложением денег в 2015 году. За относительно небольшую сумму я открыл себе множество возможностей. Это и работа за рубежом, и работа в России с иностранными клиентами, и полезные связи. Деньги, потраченные на сертификацию – это инвестиция в безопасность участников моих туров.
Такие курсы – это огромный вклад в целом в культуру сплава в нашей стране, которая пока еще находится на очень низком уровне. Я настоятельно рекомендую всем, кто считает себя профессионалом в организации и проведении туров на бурной воде, пройти курс и сертификацию IRF и получить тому документальное подтверждение.


Комментариев нет:

Отправить комментарий