Страницы

Курсы спасения на бурной воде Rescue 3

Совсем недавно я, Семён Лурье, Андрей Пестерев, Кирилл Рогачев и два примкнувших финна прошли курс спасения на бурной воде Rescue 3. Три дня мы много плавали без лодок сажёнками, кидали морковки, вязали хитрые полиспасты, ходили вброд, выковыривали друг друга из подводных ловушек, практиковались в спасении живцом и поиске пострадавших. Это был очень интересный и крайне полезных опыт. Для чего нам это? Чтобы сделать свой сплав и сплав участников наших туров еще более безопасным. Как говорится, Safety – first! В этой статье я расскажу о том, что именно мы делали три дня курса, насколько это важно и почему российской каякерской, рафтерской и туристической тусовке необходимо перенимать зарубежный опыт подобных курсов.


Что такое Rescue 3
Компания Rescue 3 образовалась в Калифорнии, США в 1979 году. Дело в том, что в случае наводнений или происшествий на реках и в озерах к спасению чаще всего привлекались пожарные и полицейские. Они не обладали должными навыками и нередко сами гибли при попытке оказать помощь пострадавшим. Качество такой помощи также оставляло желать лучшего. Группа калифорнийских гидов-рафтеров и каякеров решила разработать курс обучения спасению на бурной воде. Эти парни имели огромный опыт сплава и точно знали, как надо организовывать спасработы на реках. Именно так и появилась компания Rescue 3. Цифра "3" в названии указывает на три стихии: вода, воздух и земля.
На сегодняшний день Rescue 3 – крупнейший провайдер курсов по безопасности и спасению. Отделения компании ведут свою деятельность в 50 различных странах, их курсы прошли более 300000 человек. В ассортименте компании можно найти курс на любой вкус. Это уже давно не только спасение на воде, но веревочные курсы, спасение на льду, в ограниченном пространстве, на промышленных объектах и пр.
Для кого же все эти курсы? Ну, во-первых, для экстренных служб: пожарных, медиков, полицейских, спасателей в горах. Во многих странах программа Rescue 3 обязательна для изучения при обучении упомянутым профессиям. Во-вторых, государственные служащие и люди, чья работа связана с риском: например, сотрудники гидроэлектростанций, промышленные альпинисты, те, кто живет и работает в зоне риска наводнений. В-третьих — это профессионалы аутдор-индустрии: речные гиды, сотрудники компаний, организующих приключенческий отдых на природе и пр. В некоторых компаниях при приеме на работу рафт-гида помимо обязательного сертификата IRF требуют еще и сертификат Rescue 3. И в-четвертых — все те, что просто хочет получить навыки спасения в чрезвычайной ситуации. Например, каякеры. Для всех этих разных людей у Rescue 3 припасено множество разных курсов. С полным списком можно ознакомиться на их сайте.

Про наш курс. Теоретическая часть
Как и положено профессионалам в организации коммерческого сплава, для себя мы выбрали курс, который называется Whitewater Rescue Technician Professional. C выбором инструктора и места для курса проблем тоже не было. Нашу программу вел Марк Хирст, тот же человек, что вел у меня курс IRF в Индии в 2015 году. Поскольку Марк живет в Финляндии, местом проведения была выбрана небезызвестная Лиекса.
В начале первого дня нам раздали учебники на двести страниц, лист-зачетку и невероятно громкие свистки с логотипом Rescue 3 – все это входило в стоимость курса. Про учебник — это очень толковое пособие с кучей иллюстраций. Многие просили поделиться, но скажу сразу, что без курса и постоянной практики это учебник практически бесполезен. Это как учиться боксу по методическому пособию сидя на диване.


Курс начался с того, что называется философия спасения Rescue 3. Это была теоретическая часть, которая заняла минут тридцать, все остальная часть курса была посвящена практике. Принципы и философия Rescue 3 проста и понятна, но в то же время невероятно эффективна, так что я перечислю основные моменты.
Четыре слагаемых успешного спасения:
  1. Training. Тренировки и обучение, то есть тот самый курс, который мы прошли
  2. Practice. Практика. Постоянная отработка навыков, полученных во время обучения, а также их применение в реальных случаях спасения на бурной воде
  3. Experience. Опыт, постоянно набираемый во время практики
  4. Judgement. Способность принимать правильные решения, исходя из свой подготовки, практики и опыта.
Любые спасработы имеют четыре этапа:
  1. Locate. Обнаружение
  2. Access. Организация доступа к пострадавшему
  3. Stabilization. Стабилизация пострадавшего
  4. Transportation. Эвакуация в безопасное место

Приоритеты при спасработах
Вы — ваша спасательная команда — пострадавший. В первую очередь в безопасноси должны быть вы как руководитель спасработ, затем ваша спасательная команда, и только затем жертва. Да, именно в таком порядке. В России принято действовать по принципу «Сам погибай, но товарища выручай», что зачастую приводит к увеличению количества пострадавших.

Еще у Rescue 3 есть 15 абсолютных правил спасработ. Думаю, будет нелишним их здесь перечислить в моем вольном переводе:
  1. Не усложняй. Чем проще — тем лучше
  2. Всегда думай на шаг вперед
  3. Соблюдай приоритет при спасработах: ты — команда — потерпевший
  4. Всегда одевай спасжилет (Речь идет о PFD – жилете, специально предназначенном для спасработ. К таким относятся все жилеты для сплава на каяке)
  5. Используй подходящее качественное снаряжение
  6. Всегда кто-то должен смотреть вверх по течению
  7. Всегда кто-то должен страховать вас ниже по течению
  8. У вас всегда должен быть запасной план
  9. Никогда не обвязывайте веревку вокруг себя или других спасателей
  10. Никогда не натягивайте веревку под углом 90 градусов к потоку
  11. Никогда не стойте в петле веревки и всегда располагайтесь выше по течению от веревки
  12. Никогда не опускайте ноги и не пытайтесь встать на них в бурном потоке, если он глубже. чем по колено
  13. Никогда не рассчитывайте на то, что пострадавший сможет помочь вам со спасработами
  14. Если контакт с пострадавшим установлен, не оставляйте его одного до момента, как он окажется в безопасном месте
  15. Не используйте пожарный шлем на воде (это специально для пожарных)
Не стоит говорить, что все эти немудреные правила спасработ написаны кровью.

Практика
На этом теоретическая часть закончилась, мы переоделись и пошли на воду. Там состоялся быстрый осмотр нашего снаряжения и опрос на тему, понимаем ли мы, для чего все это нужно и как это использовать. Договорились о сигналах. Потом было много-много плавания без лодки: выходы на струю, заходы в улова, траверсы, проныривание порога Нейтикоски и пр. Общая идея: отработать быстрый переход из активной фазы самосплава в пассивную и наоборот.




Следующая часть курса — морковки. Мы почти целый день отрабатывали умение пользоваться этими штуками. Условия были максимально приближены к боевым: один или два человека сразу прыгают в воду в сильную струю, надо их поймать. Стоит отдельно отметить, что в западной традиции морковку привязывать к чему-то на берегу не принято, поэтому мы тренировались не только метко кидать веревку, но и удерживать ее с пострадавшим на струе.



Вторая часть дня была посвящена играм со стропой-самосбросом, которым должен быть оборудован любой жилет для сплава. Игра заключалась в том, что пристегнутого за трамвай человека завешивали посередине струи. Надо было ощутить силу потока, досчитать до десяти, отстегнуть самосброс и благополучно уплыть по своим делам. Заодно мы нагородили множество перепав, который по-английски называются Tensioned diagonals. Под острым углом к потоку натягивается веревка, но фокус заключается в том, что она ни к чему не привязана, а с обоих берегов ее держат люди. Если все сделано правильно, то пристегнувшись к ней трамваем можно без каких либо усилий переправиться на другой берег — поток сам будет толкать вас в нужном направлении. Я уже видел такую штуку на курсах IRF, а вот для России, похоже, это полная новинка.
Следующий этап обучения — true rescue – так называют спасение людей без сознания. Проще говоря, мы отрабатывали работу живцом. Все тренировки перемежались разыгрыванием различных сценариев спасения. Например, трое спасателей должны вытащить из воды троих заплывших, один из которых адекватный, другой паникует, а третий без сознания. Естественно, условия задачи заранее неизвестны, просто в какой-то момент по реке начинают плыть люди и их надо спасти.


До позднего вечера мы практиковались в вязании узлов.
Следующий день был посвящен бродам и веревкам. Мы много раз переходили одну из проток реки разными способами. После этого мы также вброд таскали пострадавшего, потом разыгрывали разные сценарии. 



Занятие по веревкам проходило на берегу. Сперва мы учились вязать точки крепления (а-ля станции в альпинизме), затем системы подвижных блоков 3:1, 4:1, 5:1 и 9:1. Обсуждали разные способы выковыривания застрявших в сифоне или завале каяков. Также мы говорили о групповом спасательном снаряжении, которое нужно возить с собой: пинкит, запаска, аптечка, спасательное одеяло, средство экстренной связи и пр. 


Вторая половина дня — выковыривание из реки пострадавших в случае застревания ноги где-то на дне — foot entrapment. Это частая причина трагических инцидентов на малорасходных реках. Мы попробовали четыре разных способа извлечения пострадавшего, а также еще один для выковыривания тела, застрявшего где-то глубоко под водой.
Неизвестное науке трехрукое существо демонстрирует, что такое foot entrapment



Третий день курса начался со сценария. Надо было доставить на противоположный берег троих адекватных пострадавших и одного, который наотрез отказывается заходить в воду, а также все их снаряжение. Из каяков был связан смешной катамаран, натянута полиспастом переправа.


Затем мы тренировались в организации поиска пострадавших. После короткой теоретической части мы разделились на две команды по три человека. Былo разыграно два сценария. В моем случае один человек без сознания застрял ногой в мелководной протоке, другой в сознании застрял рядом с ним, третий в другой протоке угодил под бревно рядом с берегом.
Немного времени мы потратили на отработку спасения с воды на каяке. Немного — потому что каждый из нас и так умеет это делать, надо было просто показать свои навыки.
Ну и на закуску — упражнение с завалами. Из двух морковок и бревна был сооружен учебный завал, который мы учились преодолевать вплавь разными способами. Затем мы выковыривали из этого завала пострадавшего и разыгрывали разные сценарии спасения.


На этом курс закончился, мы получили свои сертификаты и нашивки спасателей Rescue 3.



Чего в курсе не было?
Как очевидно из названия Rescue 3 – это был курс о спасении, а не о том, как избегать попадания в ситуации, когда может потребоваться помощь. Этому вы должны научиться сами.
Не было базовой гидрологии и спасения на каяке в полном объеме, потому что все участники курса — квалифицированные каякеры, и никаких секретов в этих вопросах для нас нет.
Не было первой помощи. Курсы Красного Креста вам в помощь.

Для чего это нужно
Многие из тех, кто не участвовал в курсе, спрашивали, зачем это мне? Дескать, моего опыта и так хватает. Должен сказать, что для меня (и других участников) курс оказался невероятно полезным. Почему? Я занимаюсь каякингом уже 10 лет, а сплавом вообще около 18. Я участвовал в множестве спасработ и как спасатель, и как пострадавший, и некоторые из них смело можно назвать сложными. За все это время я ни разу не сталкивался со спасением людей без сознания, с застреванием ступней на дне реки, с извлечением пострадавшего из завала, да и сам я никогда не попадал в завал без лодки. Конечно, главное правило осталось прежним - не допускать ничего подобного. Тем не менее, после этого курса я точно знаю, что делать, если это все-таки случится. А это значит, что безопасность моих туров стала еще выше. Курс помог мне привести все мои знания к общему знаменателю и научил многому новому. 
Настоятельно рекомендую всем, кто считает себя профессионалом в организации коммерческого сплава, кто называет себя гидом или инструктором по рафтингу, каякингу или водному туризму, а также тем, кто просто хочет сделать свой сплав чуть более безопасным, пройти курсы Rescue 3. Каяк-клубам и школам туристической подготовки будет очень полезно организовывать свои семинары по спасработам с аналогичной или переработанной программой.
Спасибо Марку Хирсту, а также всей нашей команде за отличный курс и классно проведенное время.

Безопасность прежде всего!


Фото: Семен Лурье, Mark Hirst, Аня Новоженова и я

Комментариев нет:

Отправить комментарий