Пару
недель назад в Ладакхе, Индия, прошел
крайне интенсивный курс безопасности
на воде Rescue3 WRT и
следующий за ним курс IRF
для рафт-гидов,
сейфети-каякеров и триплидеров. Мне
посчастливилось принять участие в
обоих. Особо отличившиеся в процессе
курса участники могли попробовать свои
силы, и, если сил оказывалось достаточно,
получить звания инструкторов Международной Федерации Рафтинга (IRF).
Про
то, что такое Rescue3 и
IRF, я уже
писал. Если вы не видели этих статей
раньше, рекомендую ознакомиться и тогда
дальнейший текст станет понятнее.
Немного
разберемся с терминологией и структурой
IRF.
Рафт-гид
— человек, обладающий необходимыми
навыками, знаниями и опытом для работы
в коммерческом рафтинге.
Сейфети-каякер
— по версии IRF, это
каякер, обладающий необходимыми
навыками, знаниями и опытом для обеспечения
безопасности сплава в коммерческом
рафт-туре.
Трип-лидер
— руководитель группы, ответственный
за качество и безопасность проведения
коммерческого рафт-тура.
Инструктор
IRF – человек,
уполномоченный Федерацией
вести курсы для гидов,
сейфети-каякеров и триплидеров и
сертифицировать их по соответствующему
стандарту.
Все
перечисленные граждане также делятся
по классам, например, рафтгид класс II,
триплидер класс III,
сейфети-каякер класс IV.
Класс означает сложность
реки, на которой может работать обладатель
сертификата. Класс инструктора означает,
что он может готовить и сертифицировать
гидов соответствующего класса.
Асессор
IRF – высшая
ступень эволюции в Федерации. Человек,
обучающий и сертифицирующий инструкторов.
В
2015 году я прошел свои первые курсы IRF
на реке Занскар и Инд
(участки класс III) и
по итогам получил корочку рафт-гида,
сейфети-каякера и триплидера
соответствующего класса. В этом году я
решил поучаствовать в курсе более
высокого класса, а также попробовать
стать инструктором IRF,
чтобы учить речных гидов
в России. Вместе со мной сделать то же
самое решили еще 13 парней со всего света:
из Индии, Британии, Боснии, Испании и
даже Эквадора. Курсы вел мой друг Марк
Хирст - инструктор IRF
и Гаспар Гонц — асессор, руководитель
подразделения IRF, отвечающего
за подготовку речных гидов.
Большой босс IRF Гаспар
Сначала
прошел курс Rescue3 WRT,
аналогичный тому, что былу нас в Финляндии, но с упражнениями в
ночном поиске и спасении (незабываемый
опыт работы живцом в темноте) и с большим
акцентом на спасении с рафта и каяка.
Затем началась часть IRF.
Немного теории Rescue3
Броды - важная часть обоих программ
Ночные спасработы - это весело. Но только пока это учения, а не реальная ситуация
Структура
курса была примерно той же, что и два
года назад. Некоторые навыки, необходимые
для сертификации IRF, мы
сдали еще в течение Rescue3
(обучающие программы этих
организаций значительно пересекаются),
например, работа с веревками и плавание
в бурной воде. В первый день курса IRF
мы сдали такие «скучные»
штуки как норматив по перевороту рафта,
кидание морковок и брифинг для клиентов.
Разница в классе курса оказалась видна
сразу: морковки мы кидали в существенно
более сложном для спасения месте на
гораздо более быстрой струе. Задача
была следующая: жертва плывет в 10-15
метрах от берега, нужно попасть морковкой
точно между его рук (попадания в ноги,
или в полуметре от цели не засчитывались),
зачалить жертву в улово, а через 25 секунд
поймать вторую жертву, плывущую по такой
же траектории. Фокус в том, что на
складывание морковки времени нет и
второй жертве приходится бросать не
упакованный мешок, а собранную кольцами
веревку. Тот, кто не спас обоих с первого
раза, должен был выполнить упражнение
дважды со второго и третьего раза. Если
не получалось — до свидания, не видать
тебе высокого сертификата. Я чудом всех
спас с первой попытки.
Летающий Дейв
Отработка спасения с берега по версии Rescue3
И по версии IRF
Норматив по первороту рафта: две минуты на то, чтобы доплыть метров 10 до него, залезть, перевернуть, снова залезть, посчитать головы, перевернуть обратно, залелть в третий раз и снова всех посчитать
Ну а
дальше началась жесть. Основная часть
курса проходила на пороге Лардо нижнего
Инда, который смело можно оценить как
большерасходный класс IV.
В наличии - приличный
уклон, несколько котлов, несколько линий
движения, камни и сифоны. Напомню, что
Ладакх находится на высоте от 3000 метров
над уровнем моря, вода в реке ледниковая,
мутная и очень холодная, солнце над
головой просто атомное. В общем, все
условия, чтобы как следует поистязать
претендентов на звание речного гида
класс IV. Навыки
управления рафтом, работа сейфети-каякером
и трип-лидером, организация спасработ
проверялись Марком и Гаспаром в течение
двух дней в условиях, максимально
приближенных к боевым: оба дня мы
разыгрывали разные сценарии. Наша
немаленькая группа делилась на две
части, первая часть - потенциальный
трип-лидер, его второй гид, начинающий
практикант и два сейфети-каякера.
Остальная часть группы разыгрывала для
них WOS – World of Shit – аварийную
ситуацию, которую трип-лидер должен
разрулить при помощи своей команды.
Крайне неприятое ощущение, когда по заданию команде надо засадить рафт на одном из этих камней
Просто рафтинг на высоте 3000 метров
Порог Лардо и World of Shit для боснийца Мирко
Ну куда ж без переворотов?
Два дня
роли участников курсов менялись: я успел
трижды побывать сейфети, один раз вторым
гидом, один раз триплидером и еще раз
семь — жертвой. Описывать все сценарии
бесполезно. Марк и Гаспар проявили
поистине садистскую фантазию, чтобы
наша жизнь оказалась как можно сложнее.
Перевернутый рафт с клиентами уплывает
вниз, часть клиентов раскидана по камням
посередине порога, кто-то потерялся.
При этом часть спасаемых не говорит на
понятном тебе языке и коммуникация
между жертвами и спасателями максимально
затруднена. Оба сейфети-каякера заплыли
и сами требуют спасения. Разыгрывались
ситуации с различными травмами,
переохлаждением, людьми без сознания
и пр. К концу первого дня сценариев я
был выжат как лимон. Другим участникам
курса пришлось еще тяжелее. Иностранцы
прилетели в Ладакх всего за пару дней
до начала издевательств и многие страдали
от горной болезни. Индийские же парни
были прекрасно акклиматизированы, но
из-за общей бедности вместо драйсьютов
использовали неопрен и постоянно
замерзали.
Во время
сценариев приходилось делать все, что
вообще можно делать на реке в случае
аварийной ситуации: заталкивать
перевернутые рафты в улово, возить людей
на корме или носу каяка, работать живцом,
кидать морковки, плавать без лодки,
гидствовать на рафте, переворачивать
его туда и обратно. А самое главное —
надо было общаться с людьми. Марк и
Гаспар оценивали не только навыки
спасения, но и то, как мы разговариваем
с нашими «клиентами». Как мы успокаиваем
их, объясняем, что нам нужна их помощь,
чтобы помочь им самим или другим клиентам,
проводим финальный брифинг в конце
спасработ. Ведь коммерческий рафтинг
(да и некоммерческий сплав на любом типе
судов) — это, в первую очередь, люди. К
сожалению, некоторые из них склонны
впадать в панику, теряться, создавать
проблемы. А некоторые, наоборот, в
экстремальной ситуации проявляют свои
лучшие качества. Задача была как раз
погасить зачатки паники и вытянуть из
людей все лучшее. Пожалуй, главное, чему
я научился в этом курсе — это мотивировать
людей, не имеющих речных навыков (типичные
клиенты коммерческого рафтинга), помогать
гидам в разруливании сложных аварийны
ситуаций.
Любимая тема курса - доставание замерзших клиентов с различных скал. Вплавь, на веревке, при помощи каяка, рафта и такой-то матери.
Теперь
про мои личные ощущения. Сейфети-каякинг
на пороге Лардо не вызвал у меня каких-либо
проблем. В конце концов я занимаюсь этим
профессионально уже много лет. В
спасработах с берега (морковки, веревки,
живцы, перемещение по сложному рельефу)
для меня никакой особой сложности (кроме
адской усталости из-за интенсивности
курса и высоты) не было. А вот рафтинг
оказался сложным. Несмотря на наличие
команды гребцов-гидов (пусть и
притворяющихся клиентами), на классе
IV я не
чувствовал себя достаточно уверенным.
Желание быть рафтгидом на реке аналогичной
сложности, но с командой настоящих
клиентов коммерческого тура, быстро
куда-то улетучилось. Что не ускользнуло
от зоркого ока Гаспара и Марка.
Дебриф после очередного сценария. Марк и Гаспар рассказывают, что было сделано хорошо, а что - плохо
В
конце основной части курса, после двух
дней сценариев, наши инструктора
поговорили наедине с каждым из нас,
объявив результаты нашей сертификации.
В результате, я повысил класс сейфети-каякера
до IV (получить
выше в IRF просто
нельзя), а класс рафт-гида и трип-лидера
остался прежним — III. С
таким решением я был полностью согласен.
А еще я получил ценное предложение
попробовать себя на роль инструктора
IRF, но только
для сейфети-каякеров.
Наша
интернациональная тусовка показала
разные результаты. Многие по итогам
курса не получили звания трип-лидера,
или получили рафт-гида только III
класса.
Для
того, чтобы стать инструктором IRF
надо было показать
выдающиеся результаты во время курса
в своей области (для меня это —
сейфети-каякинг, для кого-то рафтинг,
для кого-то еще - и то и другое). Шестеро
(включая меня) были приглашены попробовать
стать инструкторами в рафтинге и
сейфети-каякинге.
Следующий
этап на соискание звания инструктора
был таким: каждый из нас написал на
бумажке тему для теоретического занятия.
Приведу несколько примеров: «Ремонт
рафтов», «Как взаимодействовать со
сложными клиентами и специфичной
аудиторией», «Как вести инструктаж для
клиентов перед сплавом», «Отличие
тактики действий сейфети-каякеров в
рафт-туре и каяк-туре». Бумажки с топиками
были брошены в шляпу, откуда претенденты
вытягивали свое задание. На следующий
день надо было провести двадцатиминутное
занятие по своей теме: интересно,
познавательно и с огоньком. Мне досталась
тема «Сейфети-каякинг: основные моменты».
Тем, кто претендовал на инструктора по
рафтингу, достались рафтингвые темы,
двое счастливчиков должны были вести
занятие и по каякингу, и по рафтингу.
Отмечу,
что языком общения на нашем интернациональном
курсе был английский, поэтому и занятие
нужно было вести по-английски. Языковой
барьер никого не волнует.
Второе
задание для кандидатов в инструктора
— провести практическое занятие и
сертификацию навыков ученика. Мне опять
же достался сейфети-каякинг. Мне надо
было научить индийского парня Шивама(вернее привести в систему знания, полученные из предыдущего опыта работы), как
возить жертв на корме и на носу каяка,
как взаимодействовать с паникующим
клиентом, что делать с человеком без
сознания. Во время этого задания наши
инструктора проверяли, насколько
безопасно я все организовал, как донес
информацию до ученика, как отконтролировал
выполнение. Другие соискатели
инструкторства вели занятия по киданию
морковок и по плаванию в бурной воде.
Командирская зарука
Большие братья следят за мной
В общем,
из шести претендентов получилось четыре
инструктора: мой ладакхский друг Чотак
стал инструктором по сейфети-каякингу
и рафтингу, британцы Ричард и Джеймс
стали инструкторами и могут учить
рафт-гидов, ну и ваш покорный слуга стал
первым в России инструктором по
сейфети-каякингу.
Двое участников звания инструкторов не получили: один из-за крайне скучной презентации (все "ученики" уснули), другой из-за заваленного норматива по киданию морковки.
Я
стал первым в России инструктором
Международной Федерации Рафтинга (IRF).
Теперь я могу вести аналогичные курсы
и сертифицировать сейфети-каякеров для
работы в коммерческих турах IV
класса сложности. А
рафт-гидов не могу. Марк и Гаспар
посоветовали мне набраться побольше
именно рафтингового опыта и попробовать
свои силы в следующем году. Чем я и
планирую заняться.
В чем
же состоит работа инструктора IRF?
Во-первых, это обучение.
Оно должно быть интересным и основываться
на практических занятиях. Во-вторых,
это безопасность. Нельзя учить людей
сплаву, подвергая их жизнь опасности.
Как разыграть аварийную ситуацию в
пороге класс IV так,
чтобы до настоящей аварии дело не дошло?
В-третьих — это сертификация гидов по
высокому стандарту IRF. В
том, насколько он высокий, я смог убедиться
сам, завалив свой рафт-гайдинг класс
IV.
Веревки и полиспасты - обязательная часть любого курса по безопасности на воде
Теперь
насчет сейфети-каякеров. В следующем
году я планирую провести несколько
курсов. Надо понимать, что, с точки зрения
IRF, сейфети
— это человек, работающий в рафтинговом
туре. А это своя специфика: потенциальные
жертвы не имеют никаких речных навыков,
плохо плавают, не умеют читать воду,
что делает работу сейфети сложнее. Зато
есть роскошная передвижная платформа
для доставки жертв — рафт. В своих курсах
я планирую расширить программу IRF
и сосредоточиться больше
на специфике каяк-туров, но и про большие
надувные лодки мы тоже не забудем, ведь
этого требует стандарт подготовки
Федерации. В общем, ждите новостей по
курсам IRF для
сейфети-каякеров в России. Думаю, тема
окажется востребованной.
Еще
раз повторю, почему я считаю, что участие
в подобных курсах очень важно и зачем
я вкладываю в это свои силы, время и
немаленькие деньги (эта неделя истязаний
стоила чуть больше 500$).
К сожалению, культура сплава в нашей
стране находится на очень низком уровне.
Об этом красноречиво свидетельствуют
многочисленные трагические случаи как
во время коммерческого сплава на рафтах,
так и в самодеятельных туристических
группах, да и у каякеров тоже. Нам в
России очень не хватает стандарта
качества коммерческих гидов и обкатанных
и эффективных программ обучения для
каякеров и водных туристов. Я очень хочу
привнести то, что есть у Rescue3
и IRF в
Россию, чтобы сделать сплав в целом
более безопасным.
Коммерческий рафтинг как он есть
Хочу
сказать спасибо инструктору Марку
Хирсту и асессору Гаспару Гонцу за то,
что на неделю сделали мою жизнь очень
тяжелой, но многому меня научили и дали
мне кучу новых возможностей. Также
выражаю благодарность всем участникам
курса: Чотаку, Лаки, Ниражу, Шиваму,
Мадану, Стензину, Варуну, Дейву, Джеймсу,
Ричарду, Пинчо, Мирко и Габриэлю. Вместе
мы работали как одна команда.
Фото: я, Аня Новоженова, Mark Hirst
Комментариев нет:
Отправить комментарий