Страницы

Про стропу-самосброс и трамвай на вашем спасжилете




За годы сплава на каяке, а также после проведения десятка курсов по безопасности на бурной воде я выяснил одну забавную штуку: очень многие каякеры (не говоря уж о туристах) просто не представляют, как правильно применять спасательное снаряжение, которое они ежедневно используют на сплаве. Петли на спасконцах, неподогнанные каски, непривязанные в лодке ёмкости непотопляемость — суровая реальность российского каякинга. Но самый вопиющий пример — это стропа-самосброс и трамвай на спасжитете. Даже весьма опытные каякеры, а также граждане, называющие себя гидами, порой совершенно не представляют, зачем их жилет оборудован этими штуками и как их правильно использовать. За лето я так устал отвечать на одни и те же вопросы, что решил написать эту статью. Итак, финальная расстановка точек про стропу-самосброс и трамвай. Читать всем!


Начнём с начала. В время занятий сплавом по бурной воде на вас должен быть надет жилет, предназначенный именно для сплава по бурной воде. Не для рыбалки, не для родео, не для слалома, а именно для сплава. Спортивные жилеты делаются только для одной цели — соответствовать регламенту проведения соревнований, про рыбацкие и прочие — и так все понятно. На сплаве же к жилету требования особые. Кроме того, сплав неразрывно связан со спасработами (вы же не думаете, что в каякинге можно обойтись без заплывов, да?).
Итак, что же отличает сплавной жилет от прочих? Всего три вещи:
  1. Стропы образуют силовую обвязку жилета. Вертикальные проходят от талии, через грудь на плечи, спину и снова к талии, горизонтальные замыкаются в кольцо вокруг вашего торса. Это нужно для того, чтобы сохранять целостность жилета при экстремальных нагрузках. Например когда ваши друзья будут вас тянуть из завала, необходимо, чтобы лямка (или любая другая часть) жилета не оторвалась, а вы не уехали изучать подводную экосистему реки под скоплением брёвен.
  2. Просторный карман для спасоборудования, а также всяких мелочей, типа рации, фотика, сникерсов и пр.
  3. Стропа-самосброс. Без него ваш жилет не может применяться на сплаве и в спасработах, независимо от класса сложности реки.


Для чего же нужна стропа-самосброс и трамвай? Большинство каякеров ответит «Для перевозки запущенных лодок» и будет право только отчасти. От доморощенных гуру каякинга нередко можно услышать наставления новичкам: «Сними эту штуку, она тебе пока все равно не понадобится, ты же не собираешься спасать чужие лодки». К сожалению, некоторые производители выпускают жилеты, где в базовой комплектации нет стропы-самосброса. Это в корне неверно. Давайте разберёмся, что же это такое для чего нужно.

Самосброс
Широкая мягкая стропа опоясывает ваше тело поверх пенных подушек спасжилета. Она закреплена на жилете, чтобы не потерялась и на одном из концов имеет металлическую баклю и пластиковую пряжку, позволяющую быстро её расстегнуть. Эта система была придумана немецкой компанией HF в конце восьмидесятых годов и стала стандартом во всем мире для жилетов для сплава и спасательных работ. Как ни странно, изначальное назначение самосброса — отнюдь не спасение запущенных лодок и снаряжения.

Одно из железных правил спасработ на бурной воде гласит: Никогда не привязывай и не крепи жёстко верёвку к спасателю или жертве. Так вот, самосброс нужен для того, чтобы закрепить на человеке верёвку так, чтобы при необходимости он мог легко от неё освободиться.
Перечислю способы применения стропы-самосброса:
  1. Работа живцом. Если ваш жилет не оборудован такой штукой, толку от вас как от живца меньше нуля, поскольку вы — железный кандидат на звание второй жертвы, если верёвка застрянет в камнях 
  2. Переправа по закреплённой верёвке. По-английски такой способ называется Tension diagonals. Натягиваем переправу под острым углом к потоку (можно даже не привязывать, а держать руками, если угол острый, нагрузка будет совсем небольшой). Встёгиваемся в неё трамваем, заходим в воду, ложимся на спину и наслаждаемся тем, как поток сам везёт нас на нужный берег.
  3. Любые мероприятия, связанные с пристёгиванием к верёвке: стоите на страховке в неудобном месте — сделайте на берегу точку крепления и пристегнитесь к ней. Выковыриваете друга из завала и не хотите оказаться под бревном рядом с ним — пристегнитесь к морковке, которую будут выдавать и выбирать на берегу ваши товарищи. Переправляете с камня неадекватную (бессознательную) жертву, схватив ее за лямки жилета — то же самое. 
  4. Спасение с каяка бессознательных жертв.
  5. Ну и, конечно, спасение лодок. Надо сразу отметить, что использование стропы-самосброса + трамвая для спасения каяков — отнюдь не оптимальный способ. Во-первых самосброс может клинить (об этом ниже), во вторых, если залитая лодка уйдёт в одну сторону от камня, а вы — в другую, то велик шанс, что вас прижмёт пряжкой к этому самому камню и отстегнуться вы уже не сможете. Именно поэтому, например,  британские каякеры спасают лодки при помощи петли из стропы с карабином, которую возят в кармане спаса, а в случае необходимости просто перекидывают через плечо. Из-за характера рек на Туманном Альбионе (заваленные камнями и брёвнами канавы, работающие только в паводок), британцы страдают тяжкими формами паранойи по поводу петель на снаряжении и потенциальной возможности на что-то намотаться.

Теперь про трамвай

Он же cow tail – коровий хвост. Прочная чулковая стропа с металлическим кольцом с одной стороны, карабином с другой и резинкой внутри, которая сокращает длину конструкции в неэррегированном состоянии. Трамвай должен выдерживать огромные нагрузки, поскольку именно он будет связывать вас с берегом во время спасработ. Например, изделие фирмы HF, которым пользуюсь я, тестировано на разрывную нагрузку 5 kN, то есть, чтобы его порвать, надо подвесить на нем груз массой полтонны. Когда ты собираешься прыгнуть за жертвой живцом недалеко от уреза непроходимого водопада такие цифры имеют значение. Именно поэтому нельзя использовать самодельные или купленные на Алиэкспрессе трамваи. От этой штуки зависит ваша жизнь.
Опять же, трамвай нужен не только и не столько для спасения лодок. Если вы собираетесь прыгнуть за жертвой живцом, то пристегнуться к спасконцу гораздо быстрее и безопаснее при помощи трамвая, чем нащупывая стропу на спине (можно и без него, но тогда карабин спасконца должен встегнуть в стропу-самосброс ваш напарник). Переправа по закреплённой верёвке указанным выше способом без трамвая вообще невозможна.
Вы можете найти в продаже трамваи разной длины. Мой в растянутом состоянии имеет длину 130 см. В таким очень удобно возить лодки. Более короткие предназначены для всего того, о чем я писал выше, кроме спасения каяков. Так что если вы в обозримом будущем не собираетесь возить чужие каяки — вам подойдёт короткий трамвай.


Внимание! Кое-кто по-прежнему считает, что трамвай нужен, чтобы пристегнуться к брошенной вам морковке, когда вы плывёте без лодки. Это не так. Во-первых, правильно поставленный спасконец вы без проблем удержите руками, во-вторых — времени нащупать карабин трамвая и встегнуть его в верёвку может и не хватить, в-третьих — самосброс может клинить (об этом ниже).

Как это должно работать
С назначением разобрались, давайте поговорим, как использовать самосброс и трамвай.
Стропа-самосброс не применяется в регулировке жилета под вашу фигуру. Если для того, чтобы он сидел на вас плотно, вы вынуждены использовать самосброс, значит, вам нужен спас размером поменьше.
Начнём с плохого. Стропу в пряжке самосброса иногда клинит. Если вы были в этом году в Тивдии на соревнованиях по фристайлу, то могли видеть, как это бывает. Лена Денисова пристегнула к трамваю чужое весло и повезла через неглубокую протоку. Весло застряло в камнях, Лена оказалась в ловушке. Самосброс не сработал и ситуация перешла в раздел криминала. К счастью, весло вскоре сломалось и Лена спаслась.
Чтобы минимизировать риск заклинивания, обрежьте слишком длинную лишнюю стропу, чтобы она не перекручивалась и не путалась. При полностью застёгнутой пряжке кончик стропы должен иметь длину примерно 12 — 15 см (это чуть больше, чем ширина вашего кулака). Если оставите меньше, есть шанс, что стропа медленно выползет из пряжки под нагрузкой. Больше — будет путаться и клинить.
Ненужный хвост отрезан. Оставшийся кончик имеет длину 12-15 см

Со стороны пряжки к стропе пришита металлическая двухщелевая бакля. Она нужна для увеличения трения в системе и позволяет застегнуть самосброс тремя разными способами. Как же застегнуть его правильно? Используйте способ, рекомендованный производителем жилета. Компания Palm разместила инструкцию прямо на стропе, Astral – в буклете, поставляемом с новым спасом. Для разных моделей способы могут отличаться.

Полностью расстегнутый самосброс. Видна металлическая бакля

Если инструкции нет, то общее правило такое: чем сильнее поток и чем большее давление воды будет оказано на вас, тем больше трения в системе вам нужно. Возите залитые лодки — проденьте стропу сразу в пластиковую пряжку. Переправляетесь по верёвке на несильной струе — пропустите стропу один раз в металлическую баклю, затем в пластиковую пряжку. Собираетесь работать живцом в очень плохом месте на сильной струе — стропа дважды в баклю и затем в пряжку. А вообще — надо пробовать, ведь только практика является мерилом всего. Например, я экспериментально выяснил, что на моем жилете для практически всех способов применения достаточно пропустить стропу только в пластиковую пряжку.

Способ первый: сразу в пряжку

Способ второй: через железку в пряжку

Способ третий: дважды через железку, затем в пряжку

На курсах WW Safety School мы обязательно завешиваем всех участников на струе, чтобы они ощутили её силу, дёрнули чеку самосброса и сошли с верёвки. Порой такой тест открывает много нового и интересного о некоторых моделях спасжилетов.
Учения по пользованию самосбросом

Существует два подхода к расположению стропы-самосброса на жилете. Условно европейский (спасы Palm, Yak, Langer), и условно американский (Astral, Tulum, Stohlquist, NRS, Kokatat). У первых стропа расположена значительно выше от талии. В «европейских» жилетах проще работать живцом и делать переправы — ваша голова будет выше над уровнем воды. В «американских» проще спасать лодки, поскольку нагрузка приходится ближе к талии. Выбор между подходами за вами.
Американский (слева) и европейский (справа) подходы к расположению стропы-самосброса наглядно

Теперь про трамвай. Самая распространённая ошибка, которую я вижу на каждом курсе WW Safety School (и на каждом коммерческом сплаве) — это карабин, наглухо встёгнутый в лямку или стропу жилета. Как-то раз на Мажое я видел, как Серёга Дзю чуть не утонул из-за этого, намотавшись трамваем на завал. Струя прижала его боком к бревну, и он не мог добраться до пряжки самосброса и освободиться. Спасла Серёгу только барнаульская жажда жизни и невероятная физическая сила.
Карабин трамвая должен быть закреплён на спасжилете таким способом, чтобы его можно было быстро и легко сорвать. Одни производители используют распиленное пластиковое кольцо, другие — застёжку с кнопкой или пластиковой пряжкой. Таким образом, в случае необходимости вы можете освободиться от трамвая с обеих его сторон легко и непринуждённо.

Все привыкли, что на карабин на трамвае должен быть большой и немуфтованный, чтобы было быстрее цеплять лодки и возить весла. На самом деле это вопрос очень сложный и дискуссионный. Раз в три курса у кого-нибудь из участников немуфтованный карабин расстёгивается в самый неподходящий момент, а случайно вщёлкивается куда не надо и того чаще. Лично я третий месяц ищу карабин с автоматической муфтой и широким раскрытием. И пока не нахожу. Но это тема отдельной статьи.

Итого
Стропа-самосброс и трамвай — обязательные элементы снаряжения для любого человека, занимающегося сплавом, независимо от уровня катания и сложности рек. Без них вы не сможете участвовать в спасработах: быть живцом, переправляться по закреплённой верёвке, вытаскивать друзей из плохих мест и, конечно, возить лодки. Вы становитесь неполноценным участником группы, таким же, как человек без спасконца, шлема или весла.
Пара слов специально для водных туристов, любящих надувные жилеты большого объёма. Пока на рынке не существует ни одного серийного надувного спаса со сторопой-самосбросом. Это значит, что страховка живцом и многие другие описанные в статье технологии спасения вам просто недоступны. Подождите немного — совместно с Антоном Огорельцевым из компании Tulum мы разрабатываем первый надувной спасжилет с самосбросом, отвечающий всем требованиям, предъявляемым к каякерским жилетам для сплава высоких категорий. Да, он будет иметь приличный объем - всё как вы любите. Участники августовского курса на Ревуне могли лицезреть первый прототип, для остальных покажу пару фоток. Думаю, до начала сплавного сезона 2019 мы выкатим серийную версию.


Первый прототип. Серийное изделие будет заметно другим. Но основной концепт останется таким

Помните о том, что недостаточно просто иметь на сплаве полный комплект самого лучшего спасательного снаряжения. Необходимо уметь им пользоваться. Практикуйтесь! Попробуйте поработать живцом, переправиться с берега на берег по верёвке, повозите залитый каяк. Проверьте, легко ли расстёгивается самосброс на вашем жилете. Пройдите курсы безопасности и спасработ на бурной воде. Все это здорово поднимет безопасность вашего сплава и сплава ваших друзей. Увидимся на реках!

4 комментария:

  1. Спасибо, как всегда полезная статья.

    ОтветитьУдалить
  2. Спасибо, и правда много нового даже для сплавщиков с опытом (из моих грубых ошибок - я вожу карабин на кольце, ну и длина "хвоста" великовата, наверное).

    ОтветитьУдалить
  3. Спасибо за статью, про переправу не знал. Тоже думаю заменить обычный карабин на муфтовый, так будет надежнее, особенно если работать живцом.

    ОтветитьУдалить
  4. Антон, я более 8 лет использую спас объема порядка 30+ л с трамваем и самосбросом на кате, сконструированный, изотовленый и перешитый под мой спец. заказ.
    Самая надежная пряжка от кресла в самолете. Карабин под аналогичные требования также пока не нашел.
    Огромное значение имеет форма подушек.
    У меня еще "последний вдох" добавлен.
    Нужно отметить, что трамвай требует доработки морквы.

    Планирую следующую ревизию спаса, готов делиться наработками и мыслями.

    И.К.С.

    ОтветитьУдалить