Жилет для водного туризма Tulum A1



Я, как и многие, попал в каякинг через водный туризм - десять лет сплавлялся на катамаранах по самым разным речкам, и это было классно. Потом меня полностью поглотил каякинг. В последнее время снова погрузился в тусовку водных туристов: сперва благодаря книге «Бурные реки Алтая», затем из-за лекций по безопасности и, наконец, я стал проводить курсы WW Safety School для катамаранщиков.
Именно во время разработки программы курсов для водных туристов я столкнулся с проблемой: очень многие технологии спасательных работ, успешно применяемых в мировой бурноводной тусовке, просто невозможно использовать из-за конструкции надувных жилетов, так любимых водными туристами. В процессе курсов также выяснилось, что выпускаемые серийно надувные жилеты вообще не соответствуют требованиям, предъявляемым к снаряжению для сплава: они трещали в руках при малейшей нагрузке, расстегивались в бурной воде, были обильно снабжены ненужными опасными петлями, не давали перевернуться в активную или защитную позицию самосплава, мешали грести и стесняли движения.
В начале прошлого лета во время случайного разговора с Антоном Огорельцевым, хозяином компании Tulum, он спросил, в чем сейчас принято сплавляться у катамаранщиков, а я посетовал на то, что ни один виденный мной надувной жилет не соответствует современным требованиям по безопасности. Антон уже несколько лет производит страховочное снаряжение для каякинга и рафтинга. Так родилась идея сделать свой спас, такой, чтобы он устроил водных туристов по объему, но был оборудован всеми фишками современного сплавного жилета для каякинга.
В начале этого сезона на рынке появился наш жилет Tulum A1. Эта статья про то, как и почему он получился именно таким, каким получился.
Каякеры могут дальше не читать. Там будет про большие объёмы, надувные элементы и пассивную безопасность. Бенефис Капитана Очевидность может утомить.


Разработка и изготовление снаряжения привлекала меня еще с тех времен, когда денег было мало, свободного времени много, а рынка качественного оборудования для сплава просто не существовало. В катамаранной юности я просидел много часов за швейной машинкой, делая сначала штаны с пенкой, потом анораки, потом жилеты, а апофеозом этого этапа жизни стал самолично сшитый катамаран. Поэтому я был очень рад внести свой вклад в разработку конструкции жилета Tulum, который должен, ни много ни мало, изменить подход к безопасности в водном туризме.
Штаны с пенкой, жилет и катамаран - все сделано своими руками

Объем
Начнем с того, что говорить про объем жилета не совсем верно. Правильнее говорить о выталкивающей силе, измеряемой в Ньютонах, поскольку, когда речь идет об объеме надувных емкостей не учитывается вес самого жилета, а также плавучесть деталей, сделанных из пены. Если грубо округлить, то один литр воздуха в жилете дает примерно 10 ньютонов подьемной силы.
Так уж исторически сложилось, что в советской, а затем российской сплавной традиции принято использовать жилеты с огромной подьемной силой — от 160 ньютонов и практически до бесконечности (16 и более литров). За рубежом же, напротив, самые большие жилеты имеет подъемную силу не более 120 ньютонов (12 литров) и применяются в коммерческом рафтинге, где пользователи видят бурную воду первый раз в жизни, а средний спас для каякинга обеспечвает подъемную силу 60-70 ньютонов. Объем и условия эксплуатации, а также доступные производственные технологии задали разные подходы: в зарубежных жилетах для бурной воды плавучесть обеспечивает пена, в отечественных туристических — надувные ёмкости.
Мы сталкиваемся с классической дилеммой между активной и пассивной безопасностью. В большом жилете вы будете выше сидеть в воде и вам будет проще дышать, но за это придется расплатиться подвижностью. Он будет стеснять движения, вам будет неудобно грести веслом на судне, плыть к берегу, залезать на ваш катамаран или рафт, камни, скалы. Много пассивной безопасности в ущерб безопасности активной.
В маленьком все наоборот — вас ждут длинные неприятные заныры, зато будет проще двигаться: грести, плавать, выбираться из воды. Но для этого вам потребуются навыки гребли, плавания в бурной воде и перемещения по сложному рельефу. Производители и пользователи маленьких пенных жилетов делают ставку именно на активную безопасность.

Что лучше? Когда вы оказались в бурной воде, ваша задача — максимально быстро оказаться в безопасном месте — на берегу. А это значит, что вам придётся за это по-настоящему бороться: переходить из защитной позиции самосплава в активную и обратно, грести к берегу, залезать на камни. А как же страховка? - спросите вы. К сожалению, морковки нередко летят мимо, страховочные суда не могут вас догнать и поймать. Поэтому при заплыве исходить надо из простой и суровой истины: спасение утопающих — дело рук самих утопающих. Мировая практика, а также моё мнение, - активная безопасность важнее пассивной. Огромный объём не нужен. Маленький жилет + соответствующие навыки дают больше шансов благополучно добраться до берега.
Однако, взять и переодеть всех в пенковые маленькие спасики не получится. Во-первых, из-за силы традиции и консервативности туристической тусовки, во-вторых — из-за того, что навык плавания в бурной воде нельзя приобрести вместе с жилетом. Его надо долго и упорно тренировать, а многие катамаранщики вообще не понимают, зачем это нужно до первого самосплава, который обычно происходит тогда, когда учиться уже поздно, а нужно выживать.
Итак, мы с Антоном решили, что мы сделаем НАДУВНОЙ жилет с подъемной силой 180 — 250 Ньютонов, то есть объемом 18 — 25 литров, но оборудованный всеми фишками жилета для каякинга

Фишки
Разработка началась того, что я написал техническое задание. При его составлении я консультировался с небезызвестными в катамаранной тусовке Светой Цветковой и Серёгой Жуком Сусловым.
Здесь я приведу ТЗ целиком, а курсивом добавлю пояснения, почему решил сделать именно так.
  • Объем от 18 до 25 литров (можно две модели разного объема) — мы взяли некий средний объем туристического жилета.
  • Все стропы замыкаются в кольца, образуя силовую обвязку жилета. С груди на плечевые лямки, затем на спину, затем на паховые ремни. Горизонтальные стропы также идут вокруг тела и прочно прошиты с вертикальными стропами. - вообще тут все просто. Силовой каркас — это прочность вашего жилета. Он должен выдерживать очень серьезные нагрузки, например, когда вас будут вытаскивать из завала за лямку.
  • Наличие стропы-самосброса для возможности крепления трамвая. - главная фишка нашего жилета. Очень важная штука при проведении спасработ. Нельзя жестко крепить веревку на спасателе или спасаемом — гласит правило Rescue3. Стропа-самосброс позволяет закрепить ее так, чтобы при желании от нее можно освободиться одним движением. Больше про назначение стропы-самосброса читайте в статье по ссылке.
  • Паховые ремни — обязательно. Без них на надувном жилете добиться плотной посадки на тело просто невозможно — объем надувного жилета заметно меняется в зависимости от температуры. Надули его до звона на берегу, сели на катамаран, выпали и оказались в холодной воде — объем уменьшился и жилет уже не сидит так плотно, как в начале.
  • Передняя подушка размещена чуть ниже задней, чтобы положение лицом вверх держать было проще. Соотношение объема передних и задних подушек — не знаю. Можно попробовать измерить плавучесть передней и задней панели каякерского жилета и сделать такое же соотношение. Ну или методом проб и ошибок... — Жилет не должен переворачивать вас на спину или на живот без вашего участия. Он должен обеспечивать нейтральное положение, которое вы можете легко изменить как вам хочется: на спине ногами вперед или на животе головой, когда надо активно погрести к берегу.

  • Плечевые лямки аналогичны лямкам на каякерском жилете Тулум, чтобы за них было легко хвататься. Длина лямки регулируется при помощи пряжки. - лямки выполняют функцию удобных ручек для вытаскивания пловцов на судно.
  • Объемный карман, в который можно убрать рацию, стропу-переворотку, пару сникерсов и пр. Карман должен располагаться так, чтобы не увеличивать габариты спасжилета
  • Наличие светоотражающих элементов. Это важно в ночных спасработах. Логотип Тулума на передней и задней подушке — отличный вариант
  • Отсутствие на жилете любых лишних петель. Никаких ручек на спине, вместо них хвататься надо за лямки - мы следуем принципу, что на вашем теле не должно быть никаких деталей, за которые можно зацепиться за камни, ветки, кусты.
  • Все соски надувных емкостей выводятся на внутреннюю сторону жилета и могут быть убраны, чтобы не болтались. При этом переднюю подушку можно поддувать на надетом жилете. - болтающиеся снаружи соски — первое, что будет оторвано при самосплаве или неудачном залезании на катамаран.
  • Фурнитура — Duraflex или аналогичная по прочности
  • Яркие цвета — это ваша заметность в потоке, а, следовательно, безопасность
  • Надувные емкости из материала, не боящегося влаги — чтобы не париться с сушкой
  • Цена. Аналогичная каякерскому жилету Тулум. То, в чем сейчас плавают катамаранщики, стоит от 3500 до 7700 рублей.
  • Крепление по типу MOLLE для стропореза
  • Одна большая подушка на груди – в варианте с двумя ёмкостями между ними на груди образуется паразитический объем, который не добавляет вам плавучести, но увеличивает габаритные размеры в надетом состоянии, что, в конечном итоге, мешает, например, залезать на катамаран.
  • Одна ёмкость (для версии 18 литров) или две подушки (для версии 25 литров) на спине, расположенные одна под другой. Между ними проходит стропа-самосброс
  • Стропа-самосброс проходит под передней подушкой.
  • Защита рёбер из пенки. Этакие крылышки на спинной и грудной детали, аналогичные тем, какие есть на каякерском Тулуме или Green Jacket. На этих крылышках расположены пряжки утяжек и пряжка самосброса — благодаря этим штукам можно добиться большего комфорта, а также обеспечить некоторую (небольшую) защиту ребер
  • Жилет одевается или через голову, или размыкается с одного из боков как каякерский жилет.
  • Спасжилет должен быть прочным, даже в ущерб весу. Внешняя ткань как на каякерском жилете. - потому что прочность — это важно. Вы же не хотите, чтобы через дырки вашего жилета повыскакивали надувные ёмкости?
В общем-то, моя задача в разработке жилета свелась к правильному составлению технического задания. Дальше за работу принялся Антон Огорельцев.
К августу прошлого года был готов первый прототип, а к этой весне — серийный образец. 


Первый прототип

Воплотить в жизнь получилось не все: жилет не расстегивается сбоку для простоты надевания, как планировалось (в принципе, это можно сделать, но для этого придется полностью вытащить стропы из пряжек, а это не очень удобно). Также спас получился с одной емкостью на спине. В остальном все вышло так, как в задании. Смотрите сами:
Вид сбоку. Расположение передней и задней подушек

Вид спереди. Одна подушка на груди

Защита ребер, карман для рации и крепление карабина трамвая

MOLLE для крепления стропореза, пряжка самосброса и крапление карабина трамвая. Также светоотражающий логотип Tulum 

Карман и лямки

Задняя подушка и светоотражайка на спине

Стропа-самосброс и прицепленным трамваем

Дальше начался период тестирования. Мы на себе проверили, каково это — плавать в жилете в защитной и активной позиции, повиснуть на трамвае в потоке, а затем отстегнуть стропу-самосброс, побыть живцом, переправиться по натянутой под углом переправе, погрести на катамаране, залезть на перевернутый и неперевернутый кат и пр.
Обзор жилета и тесты: плавание, работа стропы-самосброса, живец, переправа, наматывание на завал

Часть вторая: вылезание на катамаран

Вы тоже можете принять участие в тестировании жилета. Я беру его с собой на каждый курс WW Safety School для водный туристов и даю попробовать всем желающим за развернутый устный отзыв. Я собираю обратную связь от испытателей и передаю ее Антону Огорельцеву.

Гребля на катамаране

Конечно же сразу после публикаций фотографий и видео с тестами нашлось приличное количество людей, которые приняли новинку в штыки. Кому-то жилет показался слишком большим, кому-то, напротив, слишком маленьким. Кому-то не хватало надувного воротника. Особо упоротые утверждали, что конструкция жилета не позволит залезать на катамаран. Даже видео с переворотами убедило не всех. Поэтому я и даю попробовать жилет всем желающим на своих курсах. В конце концов практика — мерило всего. Поймайте меня в Лосево или на Ревуне в время проведения курса по безопасности — и попробуйте жилет сами. Все сразу встанет на места.
Вылезание на катамаран снаружи в исполнении девчонок из Перми

Если вы по-прежнему считаете, что жилет будет мешать вам выбираться на катамаран - добро пожаловать в мир чудес, приключений и маленьких пенных спасиков для каякинга. Вот наглядное сравнение

Объем жилета получился около 20 литров. Точно замерить выталкивающую силу мы пока не смогли. Попадалось много комментариев, над которыми я отлично повеселился: «Объем Х литров — слишком мало для Y категории сложности! Надо больше!». Категория реки, на которую вы собираетесь, зависит от чего угодно, но не от объёма вашего жилета. В первую очередь — от ваших навыков и навыков ваших друзей. Доказательсто — прохождение сложнейших рек, а также успешно завершившиеся заплывы каякеров в своих маленьких пенковых спасах.
Заплыв Ани в пороге Итанда на Белом Ниле
Еще раз повторю очевидную истину: нельзя целый год сидеть на диване и пить пиво, а потом надеть на себя жилет объемом 45 литров и отправится покорять реку высшей категории трудности. Потому что жилет вас не спасет. Надо долго и упорно тренироваться, наращиваю свою физическую форму и технику гребли. Тогда заплыв по шестерочному порогу даже в небольшом спаже не станет фатальным. 

Пара слов про подголовник. По неизвестной мне причине многие водные туристы его любят. На наш с Антоном взгляд это абсолютно бесполезная, а порой вредная штука. Это мертвый объем воздуха, который практически никогда не задействован, ведь он находится едва ли не выше вашей головы. Запас плавучести должен быть расположен близко к центру масс, то есть в районе живота-груди. Подголовник нередко перекрывает обзор и мешает вертеть головой в разные стороны. При самосплаве сдвигает каску на глаза и не дает поднять голову в активной позиции. В общем, подголовник мы делать не стали по принципиальным соображениям. Он не нужен.
Порочная идея подголовника плюс неудачная реализация. Видно, как он мешает поднять голову в активной фазе самосплава

Создавая надувной жилет Tulum A1 мы с Антоном Огорельцевым хотели дать водным туристам возможность пользоваться теми же технологиями спасения, что есть у каякеров, сделать по-настоящему классный продукт высокого качества, отвечающий самым высоким требованиям, которые предъявляются к снаряжению на самом сложном сплаве, и, в конечном итоге, поднять безопасность сплава в нашей стране. Мы испытали и продолжаем активно испытывать жилет для того, чтобы убедиться, что все работает так, как было задумано. Хотите попробовать — пожалуйста! Похоже, что в жилете Tulum A1 у нас получилось все, что мы планировали.
Приобрести надувной жилет Tulum A1 можно в магазине E-kayak  или у производителя.

1 комментарий:

  1. Благородное правильное дело. IMHO неполное ТЗ, неверные тесты и вводы. С конструкцией и заложенными принципами в целом соглашусь. НО Абсолютное большинство катамаранщиков таки НЕ тренируется весь год (плавание, гребля, ныряние, турник ...). И они не выйдут силой на турнике 3-5 раз. Тесты выхода на раму в улове и даже на слабой струе вводят в заблуждение. В реальной ситуации сила струи м.б. такой, что отрывает многократные швы упоров, если держаться за них. На такой струе выпирающая передняя подушка мешает выходу на раму и отбирает силы и время, что увеличив риск попадания между рамой и глыбой в русле под катом.
    Это дорогой личный опыт, полученный , к счастью, до выходов на раму в Накре и Хаиши.
    Спасибо за то, что делаете!

    ОтветитьУдалить