Я,
как и многие, попал в каякинг через
водный туризм - десять лет сплавлялся
на катамаранах по самым разным речкам,
и это было классно. Потом меня полностью
поглотил каякинг. В последнее время
снова погрузился в тусовку водных
туристов: сперва благодаря книге «Бурные
реки Алтая», затем из-за лекций по
безопасности и, наконец, я стал проводить
курсы WW Safety School для катамаранщиков.
Именно
во время разработки программы курсов
для водных туристов я столкнулся с
проблемой: очень многие технологии
спасательных работ, успешно применяемых
в мировой бурноводной тусовке, просто
невозможно использовать из-за конструкции
надувных жилетов, так любимых водными
туристами. В процессе курсов также
выяснилось, что выпускаемые серийно
надувные жилеты вообще не соответствуют
требованиям, предъявляемым к снаряжению
для сплава: они трещали в руках при
малейшей нагрузке, расстегивались в
бурной воде, были обильно снабжены
ненужными опасными петлями, не давали
перевернуться в активную или защитную
позицию самосплава, мешали грести и
стесняли движения.
В
начале прошлого лета во время случайного
разговора с Антоном Огорельцевым,
хозяином компании Tulum, он
спросил, в чем сейчас принято сплавляться
у катамаранщиков, а я посетовал на то, что
ни один виденный мной надувной жилет
не соответствует современным требованиям
по безопасности. Антон уже несколько лет производит страховочное снаряжение для каякинга и рафтинга. Так родилась идея
сделать свой спас, такой, чтобы он устроил
водных туристов по объему, но был
оборудован всеми фишками современного
сплавного жилета для каякинга.
В
начале этого сезона на рынке появился
наш жилет Tulum A1. Эта
статья про то, как и почему он
получился именно таким,
каким получился.
Каякеры
могут дальше не читать. Там будет про
большие объёмы, надувные элементы и
пассивную безопасность. Бенефис Капитана
Очевидность может утомить.
Разработка
и изготовление снаряжения привлекала
меня еще с тех времен, когда денег было
мало, свободного времени много, а рынка
качественного оборудования для сплава
просто не существовало. В катамаранной
юности я просидел много часов за швейной
машинкой, делая сначала штаны с пенкой,
потом анораки, потом жилеты, а апофеозом
этого этапа жизни стал самолично сшитый
катамаран. Поэтому я был очень рад внести
свой вклад в разработку конструкции
жилета Tulum,
который должен, ни много ни мало, изменить
подход к безопасности в водном туризме.
Штаны с пенкой, жилет и катамаран - все сделано своими руками
Объем
Начнем с того, что говорить про объем
жилета не совсем верно. Правильнее
говорить о выталкивающей силе, измеряемой
в Ньютонах, поскольку, когда речь идет
об объеме надувных емкостей не учитывается
вес самого жилета, а также плавучесть деталей, сделанных из пены. Если грубо округлить,
то один литр воздуха в жилете дает
примерно 10 ньютонов подьемной силы.
Так уж исторически сложилось, что в
советской, а затем российской сплавной
традиции принято использовать жилеты
с огромной подьемной силой — от 160
ньютонов и практически до бесконечности
(16 и более литров). За рубежом же, напротив,
самые большие жилеты имеет подъемную
силу не более 120 ньютонов (12 литров) и применяются в коммерческом рафтинге, где пользователи видят бурную воду первый раз в жизни, а средний спас для каякинга обеспечвает подъемную силу 60-70 ньютонов.
Объем и условия эксплуатации, а также
доступные производственные технологии
задали разные подходы: в зарубежных
жилетах для бурной воды плавучесть
обеспечивает пена, в отечественных
туристических — надувные ёмкости.
Мы сталкиваемся с классической дилеммой
между активной и пассивной безопасностью.
В большом жилете вы будете выше сидеть
в воде и вам будет проще дышать, но за
это придется расплатиться подвижностью.
Он будет стеснять движения, вам будет
неудобно грести веслом на судне, плыть
к берегу, залезать на ваш катамаран или
рафт, камни, скалы. Много пассивной
безопасности в ущерб безопасности
активной.
В маленьком все наоборот — вас ждут
длинные неприятные заныры, зато будет
проще двигаться: грести, плавать,
выбираться из воды. Но для этого вам
потребуются навыки гребли, плавания в
бурной воде и перемещения по сложному
рельефу. Производители и пользователи
маленьких пенных жилетов делают ставку
именно на активную безопасность.
Что лучше? Когда вы оказались в бурной
воде, ваша задача — максимально быстро
оказаться в безопасном месте — на
берегу. А это значит, что вам придётся
за это по-настоящему бороться: переходить
из защитной позиции самосплава в активную
и обратно, грести к берегу, залезать на
камни. А как же страховка? - спросите вы.
К сожалению, морковки нередко летят
мимо, страховочные суда не могут вас
догнать и поймать. Поэтому при заплыве
исходить надо из простой и суровой
истины: спасение утопающих — дело рук
самих утопающих. Мировая практика, а
также моё мнение, - активная безопасность
важнее пассивной. Огромный объём не
нужен. Маленький жилет + соответствующие
навыки дают больше шансов благополучно
добраться до берега.
Однако, взять и переодеть всех в пенковые
маленькие спасики не получится. Во-первых,
из-за силы традиции и консервативности
туристической тусовки, во-вторых —
из-за того, что навык плавания в бурной
воде нельзя приобрести вместе с жилетом.
Его надо долго и упорно тренировать, а
многие катамаранщики вообще не понимают,
зачем это нужно до первого самосплава,
который обычно происходит тогда, когда
учиться уже поздно, а нужно выживать.
Итак, мы с Антоном решили, что мы сделаем
НАДУВНОЙ жилет с подъемной силой 180 —
250 Ньютонов, то есть объемом 18 — 25 литров,
но оборудованный всеми фишками жилета
для каякинга
Фишки
Разработка началась того, что я написал
техническое задание. При его составлении
я консультировался с небезызвестными
в катамаранной тусовке Светой Цветковой
и Серёгой Жуком Сусловым.
Здесь я приведу ТЗ целиком, а курсивом
добавлю пояснения, почему решил сделать
именно так.
- Объем от 18 до 25 литров (можно две модели разного объема) — мы взяли некий средний объем туристического жилета.
- Все стропы замыкаются в кольца, образуя силовую обвязку жилета. С груди на плечевые лямки, затем на спину, затем на паховые ремни. Горизонтальные стропы также идут вокруг тела и прочно прошиты с вертикальными стропами. - вообще тут все просто. Силовой каркас — это прочность вашего жилета. Он должен выдерживать очень серьезные нагрузки, например, когда вас будут вытаскивать из завала за лямку.
- Наличие стропы-самосброса для возможности крепления трамвая. - главная фишка нашего жилета. Очень важная штука при проведении спасработ. Нельзя жестко крепить веревку на спасателе или спасаемом — гласит правило Rescue3. Стропа-самосброс позволяет закрепить ее так, чтобы при желании от нее можно освободиться одним движением. Больше про назначение стропы-самосброса читайте в статье по ссылке.
- Паховые ремни — обязательно. Без них на надувном жилете добиться плотной посадки на тело просто невозможно — объем надувного жилета заметно меняется в зависимости от температуры. Надули его до звона на берегу, сели на катамаран, выпали и оказались в холодной воде — объем уменьшился и жилет уже не сидит так плотно, как в начале.
- Передняя подушка размещена чуть ниже задней, чтобы положение лицом вверх держать было проще. Соотношение объема передних и задних подушек — не знаю. Можно попробовать измерить плавучесть передней и задней панели каякерского жилета и сделать такое же соотношение. Ну или методом проб и ошибок... — Жилет не должен переворачивать вас на спину или на живот без вашего участия. Он должен обеспечивать нейтральное положение, которое вы можете легко изменить как вам хочется: на спине ногами вперед или на животе головой, когда надо активно погрести к берегу.
- Плечевые лямки аналогичны лямкам на каякерском жилете Тулум, чтобы за них было легко хвататься. Длина лямки регулируется при помощи пряжки. - лямки выполняют функцию удобных ручек для вытаскивания пловцов на судно.
- Объемный карман, в который можно убрать рацию, стропу-переворотку, пару сникерсов и пр. Карман должен располагаться так, чтобы не увеличивать габариты спасжилета
- Наличие светоотражающих элементов. Это важно в ночных спасработах. Логотип Тулума на передней и задней подушке — отличный вариант
- Отсутствие на жилете любых лишних петель. Никаких ручек на спине, вместо них хвататься надо за лямки - мы следуем принципу, что на вашем теле не должно быть никаких деталей, за которые можно зацепиться за камни, ветки, кусты.
- Все соски надувных емкостей выводятся на внутреннюю сторону жилета и могут быть убраны, чтобы не болтались. При этом переднюю подушку можно поддувать на надетом жилете. - болтающиеся снаружи соски — первое, что будет оторвано при самосплаве или неудачном залезании на катамаран.
- Фурнитура — Duraflex или аналогичная по прочности
- Яркие цвета — это ваша заметность в потоке, а, следовательно, безопасность
- Надувные емкости из материала, не боящегося влаги — чтобы не париться с сушкой
- Цена. Аналогичная каякерскому жилету Тулум. То, в чем сейчас плавают катамаранщики, стоит от 3500 до 7700 рублей.
- Крепление по типу MOLLE для стропореза
- Одна большая подушка на груди – в варианте с двумя ёмкостями между ними на груди образуется паразитический объем, который не добавляет вам плавучести, но увеличивает габаритные размеры в надетом состоянии, что, в конечном итоге, мешает, например, залезать на катамаран.
- Одна ёмкость (для версии 18 литров) или две подушки (для версии 25 литров) на спине, расположенные одна под другой. Между ними проходит стропа-самосброс
- Стропа-самосброс проходит под передней подушкой.
- Защита рёбер из пенки. Этакие крылышки на спинной и грудной детали, аналогичные тем, какие есть на каякерском Тулуме или Green Jacket. На этих крылышках расположены пряжки утяжек и пряжка самосброса — благодаря этим штукам можно добиться большего комфорта, а также обеспечить некоторую (небольшую) защиту ребер
- Жилет одевается или через голову, или размыкается с одного из боков как каякерский жилет.
- Спасжилет должен быть прочным, даже в ущерб весу. Внешняя ткань как на каякерском жилете. - потому что прочность — это важно. Вы же не хотите, чтобы через дырки вашего жилета повыскакивали надувные ёмкости?
В общем-то, моя задача в разработке жилета
свелась к правильному составлению
технического задания. Дальше за работу
принялся Антон Огорельцев.
К августу прошлого года был готов первый
прототип, а к этой весне — серийный
образец.
Первый прототип
Воплотить в жизнь получилось
не все: жилет не расстегивается сбоку
для простоты надевания, как планировалось
(в принципе, это можно сделать, но для
этого придется полностью вытащить
стропы из пряжек, а это не очень удобно).
Также спас получился с одной емкостью
на спине. В остальном все вышло так, как
в задании. Смотрите сами:
Вид сбоку. Расположение передней и задней подушек
Вид спереди. Одна подушка на груди
Защита ребер, карман для рации и крепление карабина трамвая
MOLLE для крепления стропореза, пряжка самосброса и крапление карабина трамвая. Также светоотражающий логотип Tulum
Карман и лямки
Задняя подушка и светоотражайка на спине
Стропа-самосброс и прицепленным трамваем
Дальше начался период тестирования. Мы
на себе проверили, каково это — плавать
в жилете в защитной и активной позиции,
повиснуть на трамвае в потоке, а затем
отстегнуть стропу-самосброс, побыть
живцом, переправиться по натянутой под
углом переправе, погрести на катамаране,
залезть на перевернутый и неперевернутый
кат и пр.
Обзор жилета и тесты: плавание, работа стропы-самосброса, живец, переправа, наматывание на завал
Часть вторая: вылезание на катамаран
Вы
тоже можете принять участие в тестировании
жилета. Я беру его с собой на каждый курс
WW
Safety School для водный туристов и даю попробовать всем
желающим за развернутый устный отзыв.
Я собираю обратную связь от испытателей
и передаю ее Антону Огорельцеву.
Гребля на катамаране
Конечно же сразу после публикаций
фотографий и видео с тестами нашлось
приличное количество людей, которые
приняли новинку в штыки. Кому-то жилет
показался слишком большим, кому-то,
напротив, слишком маленьким. Кому-то не
хватало надувного воротника. Особо
упоротые утверждали, что конструкция
жилета не позволит залезать на катамаран.
Даже видео с переворотами убедило не
всех. Поэтому я и даю попробовать жилет
всем желающим на своих курсах. В конце
концов практика — мерило всего. Поймайте
меня в Лосево или на Ревуне в время
проведения курса по безопасности — и
попробуйте жилет сами. Все сразу встанет
на места.
Вылезание на катамаран снаружи в исполнении девчонок из Перми
Если вы по-прежнему считаете, что жилет будет мешать вам выбираться на катамаран - добро пожаловать в мир чудес, приключений и маленьких пенных спасиков для каякинга. Вот наглядное сравнение
Объем жилета получился около 20 литров.
Точно замерить выталкивающую силу мы
пока не смогли. Попадалось много
комментариев, над которыми я отлично
повеселился: «Объем Х литров — слишком
мало для Y категории
сложности! Надо больше!». Категория
реки, на которую вы собираетесь, зависит
от чего угодно, но не от объёма вашего
жилета. В первую очередь — от ваших
навыков и навыков ваших друзей.
Доказательсто — прохождение сложнейших
рек, а также успешно завершившиеся
заплывы каякеров в своих маленьких
пенковых спасах.
Заплыв Ани в пороге Итанда на Белом Ниле
Еще раз повторю очевидную истину: нельзя целый год сидеть на диване и пить пиво, а потом надеть на себя жилет объемом 45 литров и отправится покорять реку высшей категории трудности. Потому что жилет вас не спасет. Надо долго и упорно тренироваться, наращиваю свою физическую форму и технику гребли. Тогда заплыв по шестерочному порогу даже в небольшом спаже не станет фатальным.
Пара слов про подголовник. По неизвестной
мне причине многие водные туристы его
любят. На наш с Антоном взгляд это
абсолютно бесполезная, а порой вредная
штука. Это мертвый объем воздуха, который
практически никогда не задействован,
ведь он находится едва ли не выше вашей
головы. Запас плавучести должен быть
расположен близко к центру масс, то есть
в районе живота-груди. Подголовник
нередко перекрывает обзор и мешает
вертеть головой в разные стороны. При
самосплаве сдвигает каску на глаза и
не дает поднять голову в активной
позиции. В общем, подголовник мы делать
не стали по принципиальным соображениям.
Он не нужен.
Порочная идея подголовника плюс неудачная реализация. Видно, как он мешает поднять голову в активной фазе самосплава
Создавая
надувной жилет Tulum
A1 мы
с Антоном Огорельцевым хотели дать
водным туристам возможность пользоваться
теми же технологиями спасения, что есть
у каякеров, сделать по-настоящему
классный продукт высокого качества,
отвечающий самым высоким требованиям,
которые предъявляются к снаряжению на
самом сложном сплаве, и, в конечном
итоге, поднять безопасность сплава в
нашей стране. Мы испытали и продолжаем
активно испытывать жилет для того, чтобы
убедиться, что все работает так, как
было задумано. Хотите попробовать —
пожалуйста! Похоже, что в жилете Tulum
A1 у
нас получилось все, что мы планировали.
Благородное правильное дело. IMHO неполное ТЗ, неверные тесты и вводы. С конструкцией и заложенными принципами в целом соглашусь. НО Абсолютное большинство катамаранщиков таки НЕ тренируется весь год (плавание, гребля, ныряние, турник ...). И они не выйдут силой на турнике 3-5 раз. Тесты выхода на раму в улове и даже на слабой струе вводят в заблуждение. В реальной ситуации сила струи м.б. такой, что отрывает многократные швы упоров, если держаться за них. На такой струе выпирающая передняя подушка мешает выходу на раму и отбирает силы и время, что увеличив риск попадания между рамой и глыбой в русле под катом.
ОтветитьУдалитьЭто дорогой личный опыт, полученный , к счастью, до выходов на раму в Накре и Хаиши.
Спасибо за то, что делаете!