22 дня я катался на Pike по
рекам класс 2-4-: Ганг, Багирати, Алакнанда, Пинда, Мандакини. Большой расход,
а также пара гималайских ручьев. В общем, мне есть что рассказать про лодку.
Характеристики
Длина: 273 см
Ширина: 61 см
Вес: 16 кг
Размер кокпита: 85х53 см
Объем: 250 л
Рекомендуемый вес каякера: 60-90 кг.
База про халфслайсы
Для чего вообще нужна плоская
корма каяков? На самом деле это не такой уж простой вопрос, как кажется. Нет,
плоская корма нужна не только для того, чтобы ее топить в сбойках. Так для чего
же?
- Для быстрых поворотов. Когда на бурной воде вы поворачиваете обычный сплавной каяк, корма создает сопротивление, которое нужно преодолеть. Чем она уже – тем меньше это сопротивление, тем проще и быстрее повернуть лодку. Дополнительный бонус – при помощи обратного крена корму можно затопить, чтобы уменьшить радиус маневра и разворачиваться на самых крохотных, но достаточно глубоких пятачках. Крайне полезная штука в слаломе и каяк-кроссе, а заодно те самые кормовые стояки на заходе или выходе из улова, чтобы разнообразить сплав.
- Для упрощения буфа с крена и накидом. Чтобы вытолкнуть лодку со слива нужно задрать нос. Чтобы он пошел вверх, корма должна уйти вниз, то есть приходится преодолевать сопротивление воды. Лодки с плоской кормой значительно легче буфят с крена или накидом, чем их полнообъемные собратья. На буфе без крена преимуществ практически нет.
- Скорость. Длинное и вытянутое пятно контакта дна каяка с водой обеспечивает более высокую скорость и устойчивость на курсе. Но если корма лодки полнообъемная и опущена в воду, то она будет мешать поворачивать. Смотри пункт первый. Именно поэтому обычные сплавные лодки имеют солидный задний рокер, а следовательно, короткое пятно контакта с водой. Плоская корма меньше мешает маневрировать, а значит, ее можно опустить в воду, тем самым добившись максимально вытянутого пятна контакта.
С плюсами плоской кормы
разобрались, а что с минусами? Низкая стабильность! Каяки с плоской кормой
кусает и переворачивает, они наказывают за ошибки. Стоит напортачить с креном
или не набрать достаточно скорости – и вот ты уже переворачиваешься.
По очевидным причинам в корму халфслайса
можно запихнуть меньше снаряжения для многодневного автономного сплава. Однако,
это не значит, что на лодке с плоской кормой нельзя отправиться в
двух-трехдневную экспедицию.
В России все халфслайсы принято
называть игровыми лодками. Это неверно, потому что среди всех каяков с плоской
кормой легко выделить три очень разных класса, предназначенных для решения разных
задач.
Начнем с каяков с плоской кормой для сплава. Это такие модели как Waka Steeze, Jackson Clutch, Spade Joker, LL Braap, Dagger Rewind, Dragorossi Kush и
др. Эти каяки позволяют быстрее крутиться и лучше буфить по сравнению с
классическими сплавными лодками за счет снижения стабильности. Также возможен
выигрыш в скорости, но не всегда. Чтобы поставить такой каяк на корму нужно
быть или очень сильным, или очень тяжелым, или найти мощнейшую сбойку. Игры с
водой – не основная задача этих лодок.
Непосредственно игровые каяки сделаны уже не для того, чтобы мочить
ужасные пороги на скиле и стиле, а чтобы разнообразить свой сплав по рекам
класс 2-3-4 за счет кормовых стояков и всех тех клевых трюков, которые вы
можете видеть в роликах на YouTube.
Это такие модели как Pyranha Ripper
2, Spade Starfire,
Spade Bliss, Titan Nymph, Jackson Antix, Pyranha Firecracker, Exo Zion Slalom и
др. Эти лодки могут быть быстрыми, а могут и не быть.
Лодки для каяк-кросса. Эти сделаны, чтобы гоняться за сотыми долями
секунд на соревнованиях. Всё для скорости и быстрых раскруток. Остальное не
важно. Этакие полиэтиленовые слаломники, но длиной до 275 см и с солидным
рокером. Примеры: Pyranha
Rip-R Evo, Spade Barracuda, Lettmann Olymp XRS.
Нередко граница между этими
классами лодок зависит от веса и кондиций гребца. Для крепкого стокилограммового
атлета сплавная лодка с плоской кормой вполне может стать игровой, а для
девушки весом 45 кг каяк-кроссовый болид – сплавная лодка.
Нередко эти каяки имеют вариации:
Party –
с более тонкой и задранной вверх кормой, Puffy – с более объемной. Эти модификации
легко делаются сразу после того, как горячую скорлупу лодки вынули из матрицы.
Нужны только пиллерсы разных размеров, грузы и специальные стапели, на которых
новая лодка будет остывать и принимать форму после печки. Таким образом, имея
всего одну матрицу, можно делать несколько похожих, но все же разных лодок,
например, игровую и для сплава.
Точеная Пика
Но вернемся к Prijon Pike. Эта лодка находится
где-то между снарядами для каяк-кросса и сплавными лодками, но ближе к каяк-кроссу.
Существует модификация Party Pike:
между игровой и сплавной, но я ее не пробовал.
Отношения с Пикой у меня
сложились не сразу. На привыкание к новому каяку ушло две недели катания.
После обычных сплавных лодок
узкая посадка оказалась очень непривычной. Пришлось несколько раз
перенастраивать аутфиттинг, только через несколько дней катания перестали
затекать ноги и жопа.
Второе, к чему пришлось привыкать
– это ширина лодки. Я никогда не катался на таких узких каяках – всего 61 см.
Из-за этого, а также плоской кормы, по началу было ощущение, что я сижу на шаре
и ловлю равновесие. Неожиданно цеплять камни на крикинге было неприятно,
поскольку это почти гарантировано вело к перевороту там, где на более широкой
лодке ничего бы не случилось.
Третья особенность позитивная –
жесткость корпуса. Prijon делает свои лодки по технологии blow mold из
HTP полиэтилена.
Это дает не только более высокую прочность, но и жесткость. Вместе с небольшой
шириной корпуса это создает ощущение слаломной лодки – очень быстрой,
отзывчивой и маневренной.
Вообще Pike делалась
именно для того, чтобы ехать быстро. Задний рокер у нее практически отсутствует,
корма все время в воде. Пятно контакта с водой очень узкое и длинное. Это дает высокую
скорость и способность серфить даже на пологих длинных волнах. Pike серфит
лучше, чем любая другая лодка, на которой я катался когда-либо. За это пришлось
расплатиться. За корму кусает и возит. Мне потребовалось время, чтобы
привыкнуть к тому, что нужно думать не только о том, куда смотрит нос, но и где
находится корма. Любые структуры с разницей скоростей и направлений потоков
приходится пересекать на очень большой скорости, иначе закусит или развернет
туда, куда не надо.
У Пики значительный передний
рокер, однако, лодка не наезжает сама на препятствия. Никакого автобуфа. Нужно
предпринимать активные действия, чтобы держать нос на поверхности. Без крена
Пика буфит достаточно тяжело, но все меняется, стоит лишь толкнуться с крена.
Также она отлично буфит накидом, когда нос надо положить налево или направо от
линии движения.
У меня лодка в комплектации Race, а это значит, что в ней
нет пиллерсов и рельсы под сидушкой. Проверять жесткость корпуса на маленьких
падающих речках с камнями совсем не хотелось.
Были определенные сомнения по
поводу сплава на Пике с вещами. В рамках тура в истоках Ганга у нас была
запланирована двухдневная экспедиция. Выяснилось, что спальник-коврик-тент-бивачный
мешок-вещи-посуда-аптечка-запаска-пинкит входят в корму со свистом, пиллерса-то
нет. При желании и рациональном подходе к снаряжению туда можно было запихать
еще столько же вещей.
Ну и про кормовые стояки.
Поставить Пику на корму можно, но с моим весом непросто. Нужно найти достаточно
сильную сбойку струй и как следует напрячься. Лодка, очевидно, проектировалась
не для этого.
Аутфиттинг простой, но достаточный.
Сиденье, спинка на трещотках, коленные упоры, пяточные упоры. Все
настраивается, без необходимости что-то подклеивать или заматывать серебряным
скотчем. Единственное, чего не хватает – это крепления морковки. Я сам
нагородил эту штуку, сделав прорезь в сидушке и вставив туда стропу с
пряжкой-фастексом.
С момента покупки лодки Prijon обновил
аутфиттинг своих каяков. Комплектации без пиллерса и рельсы больше нет. Может
быть, и к лучшему.
Особенности:
- узкая посадка, напоминающая скорее слаломные лодки, чем сплавные каяки;
- из-за бортика вокруг кокпита натягивать юбку с толстым жгутом по началу неудобно, но вскоре привыкаешь;
- поскольку в лодке комплектации Race нет пиллерсов, то нет и ручки, за которую удобно держать каяк при переноске. Вместо нее приходится держать лодку за переднюю часть кокпита, а это не очень комфортно. Однако неудобство компенсируется низким весом Пики.
Плюсы:
- очень быстрая лодка;
- прекрасно серфит, можно кататься даже на невысоких и пологих волнах;
- хорошо крутится;
- отлично буфит с крена или накидом;
- очень легкая;
- прочность и жесткость полиэтилена HTP.
Минусы:
- требуется постоянный контроль скорости и крена, иначе кусает и наказывает. Мне пришлось привыкать почти месяц.
- Невозможно слить всю воду через сливное отверстие, расположенное сбоку и далеко от кормы.
- То ли из-за формы кокпита, то ли болтов, крепящих коленные упоры, через место прилегания юбки к корпусу поступает вода. Лодка использовалась вместе с юбкщй IR Lucky Charm.
- Плавать по гималайской крикинговой речке без пиллерсов и рельсы было неуютно.
Спустя 22 дня сплава и несколько
десятков переворотов я привык к Пике и полюбил ее. Сплав по сто раз езженым речкам
заиграл новыми красками. Лодка заставляет грести лучше и точнее использовать
крена. Я с нетерпением жду начала сезона в Ладакхе, чтобы покататься на Пике по
огромным ледниковым рекам Занскар и Инд. Пластик Прийона прочнее и жестче всех
остальных лодок. Для меня долговечность стала одним из главных аргументов для
покупки именно этой лодки.
Рекомендую Prijon Pike продолжающим каякерам в
качестве тренажера. Лодка требовательная и заставляет совершенствовать сплавные
навыки. Также Пика придется по вкусу тем, кто не прочь погоняться за призы на
соревнованиях (если, конечно, регламент позволяет использовать халфслайсы).
Спасибо, хорошо написано, сам через все прошел пересев большого крикера на пираньку 1, но не смотря на покусывания, мне сразу все зашло, люблю динамику! Теперь, когда сажусь в крикер, первая мысль: ну и чемодан! 🙂 Единственно, лично мне, аутфит от Prijon нравится меньше всего по сравнению с другими лодками.
ОтветитьУдалить