Обзор линейки каяков Spade

Это лето я провожу в Черногории, на берегу реки Тара, работая на компанию Grab Ethno Village. Мне очень повезло: у нас в прокате есть почти полная линейка каяков немецкой компании Spade. Конечно же, я хорошо покатался на каждом из них и хочу рассказать про эти лодки. Итак, обзор линейки каяков Spade.

Для начала расскажу, про условия испытаний. В начале сезона рафтинговая секция реки Тары – это 13 километров среднерасходного класса III. Большие волны, немного бочек, камни. Нижняя часть секции – так вообще природный слаломный канал с отличными уловами и сбойками. Короче, идеальное место для начинающих и продолжающих каякеров. Кроме того, в наличии есть каньон реки Тары – двухдневная экспедиция класс II, река Пива – расходый класс III III+, Комарница – крикинг класс II и Морача – крикинг класс III. На этих реках я и выкатывал наши каяки.

Немного обо мне. Рост 175 см, вес 65 кг, нахожусь в стадии восстановления формы и навыков после нескольких лет умеренного каякинга. Когда-то давно мне с приличной скидкой перепал каяк Ace of Spade, но сейчас я не имею никаких обязательств перед компанией.

 Black Jack

Объем: 285 л

Длина: 256 см

Ширина: 66 см

Вес: 20 кг

Вес каякера: 60-85 кг

Сплавной каяк для райдеров средних габаритов типа меня. Дно слегка округлое, но с ярко выраженными ребрами. Дека низкая. Рокер по сравнению с Ваками и новой лодкой Джексона, небольшой. Это вообще фишка Спейдов, о которой речь пойдет ниже. Размер кокпита как у Pyranha и Zet, больше, чем у Dagger и Jackson.

Вполне прилично едет вперед, но уступает по скорости 9R, Scorch, Gangsta и другим длинным лодкам. Очень отзывчив к кренам. Скакать по уловам на Блэк Джеке – одно удовольствие. Крутится очень легко, особенно если знать, как использовать крена. Автоматически не буфит. Недостаточно просто подъехать к сливу и разгрузить нос, нужно набрать скорость, задать угол и крен, угадать момент и сделать акцентированный буфовый гребок.

Black Jack наказывает за ошибки. Не задал нужный крен – перевернулся, не оперся на волну – перевернулся, недостаточно разогнал лодку перед буфом – ну вы поняли. Зато она дает удивительное ощущение легкости перемещения по реке, если, конечно, знаешь как грести и задавать крен.

Spade Black Jack – это Дизель здорового человека. Отзывчивая лодка с отличной обратной связью, которая не будет проходить за вас пороги, но даст удивительное чувство свободы и легкости.

 

Royal Flush

Объем: 335 л

Длина: 274 см

Вес: 68 см

Вес: 23 кг

Вес каякера: 70-120 кг

Самый крупный сплавной каяк в линейке. Блэк Джек для больших мальчиков. Все, написанное выше про конструкцию каяка, характерно и для Royal Flush. После катания я был слегка разочарован. Увеличенная длина не дала существенной прибавки в скорости, зато большая ширина и объем начали провоцировать пассивный сплав. Исчезло ощущение легкости и отзывчивости.


Дно и ребро Royal Flush. Дно Black Jack и Queen of Hearts выглядят аналогично



Возможно, более крупным и сильным парням и девчонкам Royal Flush зайдет куда больше, чем мне. Например, Миша Крутянский, проехавший на этой лодке ущелье Ронду реки Инд, говорит, что под ним Royal Flush едет очень быстро, но крутится медленно. В общем, будем считать, что мне этот каяк не подошел по размеру.

 

Queen of Hearts

Объем: 245 л

Длина: 250 см

Ширина: 60 см

Вес: 20 кг

Вес каякера: 35-70 кг

Самая маленькая сплавная лодка в линейке, и, как ясно из названия, рассчитана на хрупких девушек. Кокпит Queen of Hearts меньше, чем у остальных каяков Спейда. Я без особых проблем втиснулся в нее просто ради шутки, но ощущения от сплава превзошли все ожидания. Для реки класс III Queen of Hearts – просто бомба. По скорости она не уступает Блэк Джеку, еще лучше реагирует на крена и, по субъективным ощущениям, буфит лучше, несмотря на меньший рокер. Конечно же, лодка строже наказывает за ошибки.

В общем, я проникся и стал использовать Queen of Hearts каждый раз, когда мне не нужно паковать в корму снаряжение для ночевки, но нужен объем в корме для таскания на ней заплывших рафтеров или каякеров.

 


Сравнение размеров Black Jack и Queen of Hearts

Joker



Объем: 260 л

Длина: 274 см

Ширина: 65 см

Вес: 20 кг

Вес каякера: 70-110 кг

Сплавная лодка с игровым потенциалом для больших парней и девчонок. Half slice. Длина и рокер как у Royal Flush, корма плоская. По моим ощущениям это самая быстрая лодка в линейке. Поворачивает быстрее и легче, чем Royal Flush и Black Jack из-за плоской кормы. У меня не хватило веса, сил или навыков чтобы затопить хвост и использовать все игровые возможность Джокера, тем не менее мне лодка очень понравилась как быстрый и резкий сплавник.


Bliss


Объем: 235 л

Длина: 245 см

Ширина: 65 см

Вес: 20 кг

Вес каякера: 60-90 кг

Еще одна игровая лодка с плоской кормой, радикально отличающаяся от всех остальных каяков Спейда. Во-первых, она короткая почти как Queen Hearts, хотя и рассчитана на райдеров среднего и большого веса. Во-вторых, у нее плоское дно, как у лодок для фристайла. В-третьих – у нее самый крутой рокер из всей линейки. Кокпит такой же как у Queen of Hearts.

По скорости Bliss можно сравнить в Black Jack и Queen of Hearts. Корма топится, стояки стоятся. Буфить очень легко благодаря крутому рокеру. Серфить одно удовольствие. Идеальная лодка для катания по домашней секции.

Каждый раз, когда я катаюсь для себя, мне не надо возить в корме снаряжение для ночевки или спасать пловцов, я беру Bliss. Чистый кайф.


Дно и ребро Блисса


К сожалению, у нас в прокате нет еще двух моделей Spade Barracuda и Starfire. Первая была спроектирована для экстрим-слалома (каяк-кросса), вторая – игровик типа Джокера для маленьких райдеров.

Рокеры лодок наглядно

Black Jack

Royal Flush

Queen of Hearts

Joker

Bliss

Ложка дегтя в бочку меда. Аутфиттинг

Внутренности Спейдов весьма просты: сидушка, рельса и центральная стойка (она же ручка для переноски) представляют собой одну деталь, выполненную методом ротомолдинга. Коленные упоры – часть скорлупы лодки. На Блэк Джеке и Роял Флеше сидушка крепится двумя болтами к деке лодки, на Квин оф Хартс, Блиссе и Джокере крепление перенесено в кокпит как на лодках Zet и новых Ваках. Пяточный упор удобный и не требует наклеивания пены под пятки, чтобы задать комфортный угол. Спинка регулируется при помощи веревок как на каяках Jackson.

Коленный упор, веревка утягивания спинки

Крепление сидушки в каякик Bliss, Joker и Queen of Hearts. Также постоянно сползающий вниз бедренный упор

Крепление сидушки в каяках Black Jack и Royal Flush

Начинке каяков Spade не хватает изящества Zeta и роскоши Daggera. Но самая большая проблема – это качество сборки. Пластиковые заклепки, фиксирующие подкладку сидушки и коленных упоров, отлетают и теряются практически сразу. В компании Spade не слышали про такую простую вещь, как фиксатор резьбы. Поэтому все болты, включая те, которые крепят ручки, приходится подтягивать раз в две недели, иначе они теряются. Все это сильно раздражает. Подушки бедренных упоров, если в них не запихнуть дополнительную пену, съезжают вниз и не выполняют свои функции. Сливная пробка в открытом положении норовит потеряться.

У двух Джокеров я видел маленькие трещины под ободом кокпита а-ля Jackson. Возможно, это системная проблема.


В Индии мне попалось несколько Спейдов, аутфиттинг которых за несколько лет эксплуатации превратился в груду мусора.

Низкая дека Спейдов создает трудности при упаковке вещей в корму для экспедиционного сплава. Нужен определенный навык и/или максимально компактное снаряжение. Также из-за низкой деки крупные парни с толстыми ляжками не помещаются даже в самую большую лодку линейки Royal Flush.

Заключение. Лодки, которые учат



Я искренне считаю, что нет плохих современных лодок. Ну разве что Скрадок))). Тем не менее, современные каяки разные, поскольку спроектированы под разные стили сплава и разные кондиции пользователей.

Мне не нравится современная тенденция к увеличению объема, длины и высоты рокера, которую исповедует большинство производителей. Лодки становятся более прощающими и менее интересными. Конечно, каяки типа любой модели Ваки, Dagger Code или Jackson Gnarvana превосходны, чтобы катать класс V и прыгать ужасные водопады. Но сколько тех людей, которые плавают суперсложные реки? От силы 3% от количества всех катающихся. Такие лодки для начинающих и продолжающих каякеров могут сослужить дурную службу, поскольку прощают ошибки, не дают нужной обратной связи и поощряют пассивный сплав.

Фишка лодок Spade прямо противоположная. В этих каяках райдер – активный участник процесса. Без его действий Спейды не едут, не буфят, не крутятся. Они учат, ведь за ошибки с кренами и греблей сразу приходится платить. На Спейдах интересно сплавляться даже по несложным рекам, потому что они дают возможность максимально полно насладиться играми с водой.

Black Jack, Queen of Hearts и Royal Flush – идеальные сплавные лодки для начинающих и продолжающих. Если вы хотите получить буст в самом начале своей сплавной карьеры – это то, что вам нужно. Только подберите подходящий размер. Конечно же, на этих лодках можно плавать и сложные реки, но если вы уже доросли до класса V, то вы и без меня все знаете.

Joker и Bliss – отличные лодки для счастливых обладателей домашних речек в непосредственной близости. Эти каяки позволяют вытянуть из родной и знакомой секции все до капли: засерфить на каждой волне, зайти в каждое улово, крутануться на каждом камне, скрутить кикфлип с каждой большой волны.

Аутфиттинг определенно требует доработок. Клей, серебряный скотч, пластиковые стяжки, фиксатор резьбы и шестигранники – ваши лучшие друзья.

Я использую Black Jack для сплава с вещами в корме в режиме экспедиции, Queen of Hearts - для работы сейфети на коротких покатушках и Bliss для веселья.

Лодки Spade учат. На них интересно сплавляться. Рекомендую.

Динамическая страховка с берега или кое-что новое о спасательном конце


В начале февраля я в очередной раз прошел курс спасательных работ Rescue3 WRT Pro и вынес из него много-много полезного. В этой статье речь пойдет про кое-что новое в страховке с берега спасконцом. Я никогда раньше не видел, чтобы кто-то так делал, в книжке «Безопасность на бурной воде» про это не писал, на курсах не преподавал. А между тем эти способы делают страховку с берега более эффективной. В общем, спешу поделиться.

Путеводитель "Бурные реки Алтая" для всех, даром, и пусть никто не уйдет обиженный


В 2016 году был издан путеводитель "Бурные реки Алтая". Спасибо всем, кто принял участие в краудфандинге, поделился информацией, рисовал карты, вычитывал текст, верстал макет. На сегодняшний день, насколько мне известно, дилеры продали все оставшиеся экземпляры, последние копии "Бурных рек..." нашли своих владельцев. 

В связи с этим я хочу выложить PDF "Бурные реки Алтая" в свободный доступ. Для всех, даром и пусть никто не уйдет обиженный:

А. Ю. Свешников. "Бурные реки Алтая: путеводитель", PDF (73 Mb)

Напоминаю, что на страницы книги просочилось некоторое количество опечаток, да и просто ошибок. Всё, что удалось отловить читателям и мне, указано по этой ссылке. Будьте внимательны при планировании маршрута. 

Если вы нашли еще ошибки или у вас есть информация по рекам и секциям, не описанным в путеводителе, - напишите мне. Например, я давно ищу нормальный отчет по реке Чаган-Узун. Ваша помощь очень пригодится в работе, о которой ниже. 

Также вся информация по Алтаю становится бесплатной в приложении Whitewater.Guide для Iphone и Android. Крайне рекомендую эту штуку. Ошибок там меньше, чем в PDF, привязаны карты Google, есть возможность добавлять свои фотографии и видео и многое-многое другое. Кстати, помимо Алтая в приложении вы найдете описание рек еще половины мира. 

Что же будет дальше? Я хочу сделать второе издание "Бурных рек Алтая". Надо добавить описания нескольких новых рек и секций, переделать карты, чтобы они лучше работали вместе с текстом, исправить ошибки, напечатать путеводитель в цвете. Когда доделаю - дам знать. 

Книга "Безопасность на бурной воде" в широкой продаже



В марте 2021 года вышла моя книга "Безопасность на бурной воде" - это первый в России полноценный учебник для тех, кто имеет дело с бурными реками. Внутри вы найдёте исчерпывающий набор знаний о том, как определять и контролировать риски, сплавляться безопасно и интересно, вести спасработы и выпутываться без потерь из неприятностей, если их не получилось избежать. В основу «Безопасности на бурной воде» легли курсы Rescue3, программа подготовки речных гидов Международной федерации рафтинга (IRF), многолетний личный опыт автора, десять лет организации коммерческих каяк- и рафттуров в компаниях Ticket2Ride и WW-School, три года проведения курсов WW Safety School, а также десятки проведенных лекций и сотни написанных статей. Всё, что описано в «Безопасности на бурной воде», было проверено автором на себе десятки раз в настоящих спасработах и сотни раз в учебных ситуациях, а его товарищами и участниками курсов WW Safety School — ещё тысячи. Помимо теоретических знаний в книге содержатся практические указания, как построить тренировочный процесс и освоить необходимые на сплаве и в спасательных работах навыки.
Книга "Безопасность на бурной воде" стала победителем всероссийского конкурса "Вертикаль" в номинации "Научно-методическая, учебная и справочная литература".

Формат 210 мм на 190 мм, интегральный переплёт, полноцветная печать.






Об авторе

Свешников Антон занимается сплавом по белой воде с 1998 года. С тех пор он успел поплавать по самым интересным рекам в более чем двадцати странах мира на трёх разных континентах. На его счету несколько первопрохождений в Грузии, Гималаях и южной Индии. С 2010 года работа Антона связана с обеспечением безопасности на бурной воде. Его компания Ticket2Ride организует туры по рекам Гималаев для россиян и по рекам Сибири для иностранцев. Также он являюсь членом команды WW-School. Антон сертифицированный каяк- и рафтгид, инструктор Международной федерацией рафтинга (IRF). Обладатель сертификатов Rescue3 WRT Pro и WRT Advanced. В 2018 году Антон разработал курс безопасности на бурной воде WW Safety School. На момент написания этой книги проведено около тридцати курсов, в которых приняли участие более трёхсот каякеров и водных туристов. В 2016 году вышла первая книга Антона — путеводитель «Бурные реки Алтая», ставший бестселлером в российском бурноводном сообществе.

Цена книги 1600 р. 

Книгу "Безопасность на бурной воде" можно купить у дилеров:

Увидимся на реках!

Непредвзятый список любимого снаряжения

Идея этой статьи появилась, когда я обнаружил крохотную дырочку на носках Bridgedale. Они служат мне вот уже 11 лет. Согласитесь, для носков это невероятный срок. Я хочу рассказать о разном снаряжении, которое я использую уже много лет и не променяю ни на что.

Часть из описанных вещей перепала от различных дорогих спонсоров, часть была подарена или выдана на тест, часть куплена за свои деньги. В обзор попали только те вещи, которые я нежно люблю несмотря на источник происхождения. Обзор субъективный, но максимально непредвзятый.

Турция. Стамбул, Ликийская тропа и Каппадокия. Всё включено


Что я думал про Турцию до того, как я там побывал? Да в общем-то то же что и все: тюлений отдых на пляже, кубометры разбавленного пойла-всё-включено и упоротые соотечественники. Где-то в стороне были обрывочные сведения про каякинг и слаломные каналы в северной части страны и что-то про треккинг на побережье теплого красивого моря. 


Этой осенью мне представилась возможность посмотреть на Турцию своими глазами и порвать в клочья множество шаблонов в собственной голове. 

Продвинутый курс спасательных работ Rescue3 WRT Advanced



В середине сентября в северо-восточной Финляндии я прошел четырехдневный курс Rescue3 Whitewater Rescue Technician Advanced. За время мероприятия мы вспоминали базовые навыки, плавали в бурной воде, кидали морковки, доставали жертв из воды живцом, вели ночные поиски и спасработы, очень много работали с верёвками, лазали сперва по специальной башне, а затем по стенкам каньона, доставали пострадавших из очень плохих мест, делали импровизированные обвязки и носилки, городили паромную переправу и многое другое. Об этом и расскажу, ведь многие просили написать отчет о курсах.